Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > сенокос 
СЕНОКОС – 1 ... 12 ИЮЛЯ
 
Лето, сенокос  
Сенокос.

На момент введения Юлианского календаря: 1 ...12 июля (после Петра и до Прокла)
Дата по старому стилю: 1 ...12 июля
Дата по новому стилю: 14 ...25 июля


После Петра и Павла начинался покос. Старались закончить косьбу до Прокла (12 июля), а убрать в копны и свезти до Улиты (15 июля). С Финогена (16 июля) начинали посматривать на жито и порой жали первый сноп.

Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, – всё вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на самый торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причина этого различия в том, что на сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами.

На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжают. Располагаются станом около реки или ручья в тени деревьев, устраивают шалаш и оставаются там до конца сенокоса. Шалаши ставят из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранят припасы или прячутся от дождя; спят под развешенными в разных местах холщовыми пологами. Старшие мужчины и женщины ходят иногда в деревню, где остались маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям. По вечерам картина таборов очень живописна и оживлённа.

Косить начинают «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки немедленно разбивают, то есть растрёпывают рукоятками граблей для того, чтоб солнце и ветер могли лучше её просушивать. Разбивка эта производится целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные гряды, а из них уже образуют копны, то есть высокие кучи, имеющие весу от 3,5 до 8 пудов, судя по тому, крупное или мелкое сено. Копна крупного сена при равном объёме всегда легче мелкого. На другой день, когда роса уже поднялась, копны эти разваливают кругами, а потом опять сваливают в копны и мечут в стога. Этот порядок обыкновенно бывает при уборке в вёдренное время, но ежели случайно находят тучки и перепадают дожди, то при уборке сена бывает много хлопот. Когда тучка ещё находит или невзначай пойдёт дождь, стараются сено, если оно ещё в копнах или если копна развалена, немедленно скопнить, и сено остаётся в копнах во всё время ненастья. Но как только проглянет солнце, сейчас копну разваливают и перебивают сено до тех пор, пока оно совершенно просохнет.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед подавали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».

Вечером на лугу составляли хороводы, играли на гармониках и пищиках или на жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселье молодёжи начиналось, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень высотой, а затем группами катали эти валы под общую «Дубинушку» к тем местам, где предполагалось ставить копны.

Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни».

Сенокос продолжался дней двадцать, и соответственно настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали – покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счёт общины называлась «мирское»), закуску приносили каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.


В степных губерниях 30 июня (по ст. стилю) поселяне, сбираясь на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся весь вечер. Это называется у них: проводы весны.

Поговорки и приметы
На острую кóсу много сенокосу. Всякий, кто дорос, спеши на сенокос. Роса косу точит. Каково лето, таково и сено. Свиньи и мыши сено едят – к худому покосу. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило. Ранняя роса летом, а осенью иней – к ясной погоде. Травы черны – лошади кормны (т. е. в сеногной овсы хороши). Рассада пьёт поливку – сухой сенокос, а не вбирает – мокрый. Много в поле кашки (Millеfolium) – быть сеногною. Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.


Источник:
«Мир русской деревни», Громыко М.М., М., «Молодая гвардия», 1991;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz