|
|
|
Лето, сенокос |
|
Сенокос.
На момент введения Юлианского календаря: 1 ...12 июля (после Петра и до Прокла)
Дата по старому стилю: 1 ...12 июля
Дата по новому стилю: 14 ...25 июля
После Петра и Павла начинался покос. Старались закончить косьбу
до Прокла (12 июля), а убрать в копны и свезти до Улиты (15
июля). С Финогена (16 июля) начинали посматривать на жито и
порой жали первый сноп.
Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается
с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных
условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских
работ. Время года, тёплые ночи, купанье после утомительного
зноя, благоуханный воздух лугов, – всё вместе имеет что-то обаятельное,
отрадно действующее на душу. Мужчины и женщины, а в особенности
девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние,
как на самый торжественный праздник, в то время как на уборку
хлеба надевали самое худшее. Причина этого различия в том, что
на сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья
работала отдельно. Для девок луг есть гульбище, на котором они,
дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются
перед женихами.
На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами»
выезжают. Располагаются станом около реки или ручья в тени деревьев,
устраивают шалаш и оставаются там до конца сенокоса. Шалаши
ставят из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд.
Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих
времянках только хранят припасы или прячутся от дождя; спят
под развешенными в разных местах холщовыми пологами. Старшие
мужчины и женщины ходят иногда в деревню, где остались маленькие
дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется
дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям.
По вечерам картина таборов очень живописна и оживлённа.
Косить начинают «со светом», то есть по росе. «Чем росистее
трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки
немедленно разбивают, то есть растрёпывают рукоятками граблей
для того, чтоб солнце и ветер могли лучше её просушивать. Разбивка
эта производится целый день под палящими лучами солнца. К вечеру
разбитое и почти сухое сено сгребают в валы, то есть длинные
гряды, а из них уже образуют копны, то есть высокие кучи, имеющие
весу от 3,5 до 8 пудов, судя по тому, крупное или мелкое сено.
Копна крупного сена при равном объёме всегда легче мелкого.
На другой день, когда роса уже поднялась, копны эти разваливают
кругами, а потом опять сваливают в копны и мечут в стога. Этот
порядок обыкновенно бывает при уборке в вёдренное время, но
ежели случайно находят тучки и перепадают дожди, то при уборке
сена бывает много хлопот. Когда тучка ещё находит или невзначай
пойдёт дождь, стараются сено, если оно ещё в копнах или если
копна развалена, немедленно скопнить, и сено остаётся в копнах
во всё время ненастья. Но как только проглянет солнце, сейчас
копну разваливают и перебивают сено до тех пор, пока оно совершенно
просохнет.
Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед подавали сытный
и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное
свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась
за ягодами или заводила песни «в кружке».
Вечером на лугу составляли хороводы, играли на гармониках и
пищиках или на жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселье
молодёжи начиналось, когда копнили: сначала сгребали сено в
валы в сажень высотой, а затем группами катали эти валы под
общую «Дубинушку» к тем местам, где предполагалось ставить копны.
Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжёлый и напряжённый
по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на
покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались
на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье,
когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались
на лодках, «играли песни».
Сенокос продолжался дней двадцать, и соответственно настрой
сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса
устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения
выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали – покупатели
были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай,
баранки и водку (выпивка за счёт общины называлась «мирское»),
закуску приносили каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня,
включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников,
перебрасывались шутками.
В степных губерниях 30 июня (по ст. стилю) поселяне, сбираясь
на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся
весь вечер. Это называется у них: проводы весны.
Поговорки и приметы
На острую кóсу много сенокосу. Всякий, кто дорос, спеши
на сенокос. Роса косу точит. Каково лето, таково и сено. Свиньи
и мыши сено едят – к худому покосу. Когда сено гнило, тогда
в сусеке мило. Ранняя роса летом, а осенью иней – к ясной погоде.
Травы черны – лошади кормны (т. е. в сеногной овсы хороши).
Рассада пьёт поливку – сухой сенокос, а не вбирает – мокрый.
Много в поле кашки (Millеfolium) – быть сеногною. Коли дождь
на Петров день, то сенокос будет мокрый.
Источник:
«Мир русской деревни», Громыко М.М., М., «Молодая гвардия»,
1991;
Сказания
русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб,
1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov |