|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > волотки на бородки
|
ВОЛОТКИ НА БОРОДКИ, ЗАЖИНКИ, ФИНОГЕН – 16 ИЮЛЯ
|
|
|
|
Выходили поутру зажинщики с зажинщицами на свои загоны |
|
Волотки на бородки, Зажинки, Афиногенов
день, Финогеевы зажинки, Финоген, «Свято іменного снопа»
(укр.).
На момент введения Юлианского календаря: 16 июля
Дата по календарю XVI века: 16 июля
Дата по старому стилю: 16 июля
Дата по новому стилю: 29 июля «Зажинки» (зажинок) на Руси были одним из важнейших
земледельческих праздников. Во времена стародавние этот праздник
был посвящен милостивому Даждьбогу.
Выходили поутру зажинщики с зажинщицами на свои загоны; зацветала-пестрилась
нива мужицкими рубахами да платками бабьими; перезванивали серпы
отточеные-зубреные; песни заживные перекликались от межи до
межи, с поля на поле перелетывали. На каждом загоне шла впереди
всех прочих жнецов сама хозяйка, мужняя жена, с хлебом-солью
да со свечой «громнитною»-сретенской.
Первый сжатый сноп – «зажиночный» – звался «снопом-именинником»
и ставился особь от других. Ввечеру брала его зажинщица-баба,
шла впереди своих домашних, часто с песнями, проносила гордо
серединой села. Вносила в избу, клала три земных поклона перед «святом» (иконами) и ставила именинника в красный
угол хаты, перед божницею. Стоял этот сноп до самого конца жнитва
– до «Спожинок-дожинок», потом обмолачивался наособищу
от другого хлеба; весь умолот его собирался в чистую посудину
и относился во храм Божий, где его святили, чтобы примешивать
свяченое зерно к семенам при засеве озимого поля. Солома снопа-именинника
сберегалась для домашней животины – на лихой случай: прикармливали
ею больной рогатый скот. В стародавнюю пору во многих местностях
зажиночный сноп переносился, по прошествии семи дней, от красного
угла – божницы в овин, где и стоял вплоть до первой молотьбы
нового хлеба. Приметливые люди говаривали, что соблюдением этого
обычая обеспечивался добрый умолот новины.
Уборка хлебов велась раздельным способом. Не дошла рожь, дозреет
в снопах, поставленных суслонами. Десять снопов ставили вместе
и сверху снопом прикрывали – вот и суслон. Преображалась округа:
луг – и стога, нива – и суслоны. Поле с полем перекликались:
|
Пора же, мати, жито жати,
Ох, и колосок налился,
Пора же, мати, дочку дати,
Ох, и голосок сменился. |
Русь работящая – Русь песенная...
Холодают ночи. Каждый час хорошей погоды дорог, надо урожай
сберечь. Считали, что в этот день лето перешагивает зной и поворачивает
к осени, притихли пичужки, говорили: «На Афиногена пташки задумываются».
У одних птиц – пора линьки, другие «ставят» птенцов на крыло.
Однако всем заботы макушка лета прибавила. Смолкают птицы, будто
устали, и слушают летнюю тишину.
Поговорки и приметы
Лето перешагнуло знойный возраст. Первый колосок Финогею, последний
Илье (20 июля) на бороду. Финогенов день к Илье Пророку навстречу
идет – жнитво солнышком блюдёт. Придет Финогей с теплом да со
светом, уберёшься загодя со жнитвом; Финогей с дождём – копногной,
хлеб в снопе прорастёт. На Финогена молись солнышку, проси Бога
о вёдрышке (теплой погоде). Рожь: «Торопись, не то начну зерно
ронить». На Афиногена притихают пичужки – пташки задумываются.
На Афиногена замолкают птицы. На Афиногена пташки задумываются.
Заря ходит – птичьи перья подбирает.
Источники:
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Український
народний календар
|
|