Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > спас медовый 
СПАС МЕДОВЫЙ, МАККАВЕЙ – 1 АВГУСТА
 
Первый сот – сиротам, вдовам, больным  
Первый Спас, Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Спасовка, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Маккавей.

На момент введения Юлианского календаря: 1 августа
Дата по календарю XVI века: 1 августа
Дата по старому стилю: 1 августа
Дата по новому стилю: 14 августа


Называется Спас Медовым, т. к. считается, что с этого дня пчёлы перестают носить медовую взятку с цветов. В это время начинается откачка мёда из ульев. «Пасечники заламывают (подрезывают) соты». Говорили: «Не заломишь соты – соседние пчёлы вытаскают весь мёд». С этого дня строгим блюстителям народных обычаев и постникам разрешается есть мёд.

После освящения первого мёда в церкви пчеловоды разговляются свежим мёдом, пекут также пироги с пшённой кашей и мёдом. В старину говорили: «Первый сот – сиротам, вдовам, больным».

На Маковея собирают мак. Дикий мак употребляют как средство от ведьм. По народному верованию, стоит только этим маком обсыпать дом – и все козни ведьм окажутся недействительными. Накануне Маковея надо приготовить «маковейский цветок» – букет, который состоит из многих растений – мяты, чабреца и др. Причём каждое растение имеет своё, присущее лишь ему магическое значение.

Начало Успенского поста, который называют Госпожинками, или Сапожинками, связывая это название с жатвой хлебов, страдной порой.

Принято святить новые колодцы и водоёмы. «На первый Спас святи колодцы!» В этот же день бывают повсеместно крёстные ходы на воду. В старину на этот праздник после крестного хода на воду погружались в воды реки и мужчины, и женщины, и старые, и малые – одновременно, в одном и том же месте. В последний раз лошадей купают.

После Первого Спаса не слышно уже ни одной песни; с самого начала Успенского поста и до осенних покровских свадеб, особенно обильных в хлебородные весёлые годы, молчат все деревенские певуны голосистые.

В некоторых местностях на Первый Спас устраиваются так называемые «сиротские и вдовьи помочи». Работа помочью – работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в тот день, который сама старина стародавняя окрестила именем «первого сева». Тем более не считается грехом праздничная работа – «вдовья помочь», на которую сходятся по большей части после обедни, до обеда. «На вдовий двор хоть щепку кинь!» – гласит завет старых, стоявших ближе к Богу людей, связывавших с этим изречением другое: «С миру по нитке – голому рубаха!». С сирот и вдов многого не спросит помогающий люд за работу на Первый Спас; бывает даже и так, что не только поможет им «мир», а и сам нанесёт в избу всяких припасов.

Первый день последнего летнего месяца в некоторых местностях отмечается первыми «проводами лета», устраиваемыми всеми девушками и парнями молодыми за околицею, на «выгоне», или в лугах, за речкою (последнее – чаще). Весёлая толпа молодёжи с песнями несёт наряженную в сарафан и кокошник куклу, сделанную из новой соломы, и топит её в речке, или, разрывая на клочки, пускает их по ветру. Вторые проводы лета в большинстве местностей приурочиваются к «бабьему лету», приходящемуся на первую половину сентября и более широко отмечаются. Первые же проводы отмечают редко.

На Спас может быть первый осенний ранний ночной заморозок. Начало холодных рос. Начало раннего посева озимой ржи. Сбор лекарственных ягод черемухи. Поспевает малина. Лесная малина – старейшее лекарственное растение. Используют траву, цветки малины. Настой из цветков применяют как противоядие против укусов змей и скорпионов, отваром цветков промывают воспаленные глаза; водным настоем цветков полощут горло при ангине, траву, цветки заваривают при простуде. На первый Спас спешили собрать поспевшие ягоды черемухи – прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях.

Поговорки и приметы
«Прийшов Спас – пішло літо від нас» (укр.). Спасовка – лакомка, а Петровка – голодовка. На Первый Спас и нищий медку попробует. На вдовий двор хоть щепку кинь! На первый Спас святи колодцы. Царица-водица – царь-огню сестрица. Отцветают розы – падают росы. Со Спаса – холодные росы. С Первого Спаса и роса хороша. Первый Спас: Авдотьи-малиновки (4 августа), доспевает малина. На Спас купают в последний раз лошадей. Грачи, скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса. Первый пролёт журавлей. От первого от Спаса накопит и мужик запаса. На Спаса в ердани купаться – незамоленые грехи простятся. Защипывай горох. Заламывай соты. Готовь гумна.
Паши под озимь, сей озимь. Первый Спас – первый сев. До Петрова дни взорать, до Ильина – заборонить, на Спас – засевать. Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. – кто вовремя, и даже раньше других соседей уберётся в поле). На Спас примечали: «Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду». В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой. У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье (серопогодье). Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше. Зреет малина и первые ягоды крупные – хорош ранний сев: первые ягоды мелки – урожайнее сев средний и поздний. На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.


Источники:
http://www.newsprom.ru/news/121870148921458.shtml,
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz