|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > спожинки
|
СПОЖИНКИ, УСПЕНИЕ – 15 АВГУСТА*
|
|
|
|
На сжатом поле оставляют
небольшую часть не срезанных колосьев |
|
Спожинки, Оспожинки, Дожинки, Досевки,
Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Обжинки,
Вспожинки, Засидки, Складчины, День Велеса, Успенщина, Успение,
Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), «Талака»
(белорус.), «Спажá» (белорус.).
Современная дата: 15 августа
Современная дата в Белоруссии: 7 августа
Дата по календарю XVI века: 15 августа ?
Дата по старому стилю: 15 августа
Дата по новому стилю: 28 августа
К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название
праздника – Спожинки. Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить
дух поля, который переселяется в него.
По завершению работ, жнеи катались по ниве со словами:
|
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест, |
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено! |
|
По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть
не срезанных колосьев, связывая их лентой – завивают «бороду
Велесу» (в других местах завивают «бороду Илье-Перуну»):
|
«Уж мы вьём, вьём бороду
У Белеса на поле...
Завиваем бороду
У Белеса да на широком...
На ниве великой
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!» |
В некоторых местах последний сноп связывают специальным свиточком,
хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка,
народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».
Последний сноп – «именинник», он пользуется особым
почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками
и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» «братчинами», так как устраивается он на собранные
со всего мира деревенские деньги.
Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в так называемых «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным
вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит
угощение. Заранее оповещается, что у такого-то будет «выжанка».
Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько
повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную
же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя.
Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют
к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М.
Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии записана довольно
любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:
|
«Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин.
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зеленова, братцы, вина!
Нам не дорого, хозяин,
Твое пиво и вино!
Дорога, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят»... |
На Спожинки, – там, где к этому времени заканчивается жатва,
– по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское
пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются
все родные и добрые соседи – «пировать Успенщину». В урожайные
годы в этот день колют купленого на мирские деньги барана. С
этого дня вновь начинают водить хороводы.
Рецепт домашнего хлеба
ЗАКВАСКА: 1 стакан сухих шишек хмеля заливаем 2 стаканами воды
и кипятим час-полтора (до уменьшения объёма жидкости вдвое).
Затем процеживаем, остужаем и добавляем, перемешивая, 1 столовую
ложку мёда (или сахара) и муки до густоты сметаны. Накрываем
посуду с закваской, но не герметично. Ставим полученный сосуд
в тёплое место на 8 – 10 часов. Лучше за закваской следить,
а то она легко может “убежать”, если место, в котором она будет
стоять, окажется достаточно тёплым. Когда закваска готова, она
вся в мелких пузырьках и можно делать из неё опару.
ОПАРА: Полученную всю закваску перемешиваем, добавляем 1 стакан
тёплой воды (лучше колодезной или родниковой), 1 столовую ложку
мёда (сахара) и муки до густоты сметаны. Перемешиваем и снова
ставим в тепло на 8 – 10 часов. После того, как опара достаточно
интенсивно забродит, её можно поделить пополам. Одну половину
– поставить в холодильник для следующего раза, а вторую использовать
для замеса теста.
ТЕСТО: Половина опары, 1 литр тёплой воды, 1 столовая ложка
мёда (сахара), 1,5 столовые ложки соли, 3 – 4 столовые ложки
масла – всё перемешиваем и добавляем муку до теста густого,
как для пельменей. Выстаиваем полученное тесто в тепле 8 – 10
часов. После того, как тесто поднялось, формируем из него булки,
выкладываем их на смазанный маслом противень, даём ему подойти
1 – 2 часа, и выпекаем при 180 – 200 градусах 1 час.
Использовать лучше посуду, размер которой предусматривает возможность
тесту увеличиваться в объёме раза в 3 – 4.
В тесто при замесе можно добавить подсолнечные, льняные, кунжутные
или ещё какие-то семечки – хлеб получится ещё вкуснее!
Рецепт домашнего пива
Вот один из старинных рецептов домашнего пива. «Возьми самого
хорошаго ячменю две с половиною четверти (ок. 20 пудов); вывей
оной чисто, обрости исподволь в солод (то есть дай прорасти
этому зерну), чтобы не перегорел (то есть не допусти самовозгорания
прорастающего зерна) и высуша вывей и смели. Смолотой солод,
положа в чан, налей теплою водою так, чтобы весло свободно могло
ходить в чане. Держи оное полусуток. Потом, переложив в спустник,
наливай кипятком. Между тем, взявши десять фунтов (ок. 4 кг.)
хорошего хмелю, налей горячею водою и держи полусуток (отдельно).
Сусло спустя (из спустника), вылей в котел и вари с хмелем до
тех пор, покамест весь хмель потонет. Потом, выливши в чан,
мешай как можно чаще; и, как простынет, то заделай «приголовок»
следующим образом: отнявши (из чана) ушат сусла, простуди, чтобы
оно было, как парное молоко; положи полкружки хороших дрожжей.
И как скоро закиснет, то, положа сей приголовок в сусло, покрой
крепко. Потом, когда станет подниматься хмель в верх, то каждые
полчаса (надо) мешать веслом; и продолжать оное до суток (!).
Потом весь хмель решетом сними, не выжимая из него (из пива)
дрожжей; и как пиво простынет, и дрожжи падут на низ, то сливай
в бочки как можно чище. Потом в каждую бочку положи по одному
фунту сырого хмеля, по одной кружке отъемного вина и по три
фунта белой патоки (то есть меда). Закупоря бочку, замажь глиною
и поставь на лед».
Теперь пиво должно выстоять, ибо незрелое пиво приводило к болезням.
Конечно, крестьяне варили пиво более простым способом, но основа
рецепта была одна и та же.
Поговорки и приметы
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух с 15 августа (настоящее
бабье лето начинается с 29 августа). «Прийшла Перша Пречиста
– стає дівка речиста» (укр.). Как после первой, так и после
второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту
– в хаті речисто» (укр.). Молодое бабье лето начинается, солнце
засыпается. С Успенья солнце засыпает. До Успенья пахать – лишнюю
копну нажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия (25 сентября)
капусту рубить. В осень и у воробья пиво. «Спажа – хлеба дзяжа»
(белорус.). «Перша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.).
«Перша Пречиста жито засіває, Друга (8 сентября) – дощем поливає,
Третя (21 ноября) – снігом укриває” (укр.). Молодое бабье лето
ведряное – жди ненастья на старое.
_________________
*) Б.Рыбаков и И.Полуянов объединяют этот праздник с Рождеством
Богородицы, Осенними спожинками 8-го сентября.
Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Календарь
Праздников, Белоруссия – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Форум
ИАЦ ЗКУ - Домашний хлеб на хмелю, Святослав (Forest) - http://forum.zku.org.ua;
«Великорусский
пахарь...», Милов Л.В., Деревенская пища - http://vadim-blin.narod.ru/milov |
|