|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > тепляк
|
ТЕПЛЯК, АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ – 19 АВГУСТА
|
|
|
|
Стратилатов день приспел – овёс поспел |
|
Тепляк, Ветер-тепляк, День-тепляк, Батюшка
тепляк – в овсах набряк, Свекольница, Фёкла-свекольница, Фёклин
день, Андреев день, Андрей Стратилат.
На момент введения Юлианского календаря: 19 августа
Дата по календарю XVI века: 19 августа
Дата по старому стилю: 19 августа
Дата по новому стилю: 1 сентября
Раньше этот день был связан со златокудрым красавцем Овсеном
(Авсеном), древним божеством, появлявшимся среди скошенных лугов
и полей верхом на огненно-рыжем коне. Позже его образ наложился
на Андрея Стратилата, который был призван южным ветром заведовать.
В этот день отмечался нашими предками ветер теплый, южный, который
так и называли – тепляк. И, одабривая тепляка-батюшку, кивали
на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда ветер-тепляк
распускал теплые туманы – то косы ждать не заставляли, так что
звенело в округе. Колос овса, в отличие от других хлебов, назван
бронью. Он свисает, выбивается из стебля как сильный фонтан
серебристой подземной водицы и снова стремиться уйти в землю,
но так и застывает на лету. И ни какие ветра не способны его
согнуть, повергнуть, никогда он не упадет надломленным. Пролевные
дожди скатываются по нему. От них он только матереет, тучнеет.
Он – батюшка овёс. И почтение к нему такое неспроста. На овсе-батюшке
зиждилось всё домашнее хозяйство: он и человеку пропитание,
он излюбленный корм для лошадей.
Рождённая в этот день следует старинному обычаю. Она приносит
в дом или первый сноп овса, завязанный вначале уборки, или последний,
когда косьбу заканчивали – всё зависело от лета. Сноп она обязательно
украшала, обвязывала лентами, но ставила, в отличие от снопа
пшеничного или ржаного, которые уже красовались в красном углу,
в бабий кут. В бабьем куту был угол, где стояли иконы, и рядом
сними, или под ними отводилось место для батюшки овса. Он-то
и был утешителем, хранителем бабьих дум, советчиком в разрешении
самых трудных жизненных задач. Он навевал бабоньке веру, провожал
ко сну, встречал утром.
Наши предки, зная свойства этого злака, предупредительно ставили
сноп овса не только дома, но и в сенях. Конюхи ставили сноп
сена или подвешивали его в том углу, где висели хомуты, вожжи.
По народному поверью, овсяная солома гонит нечисть из дома.
В овсяной соломе леший не валяется. Коли заберётся в овсяную
солому, его непременно лошадь копытом лягнёт.
Сжатое, скошенное хлебное поле узнавалось по стерне – остатки
соломы на корню. Наши предки, поклоняясь низко убранному овсяному
полю, завивали Власию, Илье или Егорию бородку, осташиеся стебли,
как положено, пригибали к земле, засыпали верхушку землёй, чтобы
святые русской земли ведали, что для всех охраняемых и оберегаемых
ими животных на будущий год поднимется и вырастет богатый урожай.
Считалось, что и земле также возвращяется через этот обряд завивания
бороды сила от собранного урожая.
|
Сей год – борода, на нового друга.
Девка сорвёт – дак замуж уйдет,
Вдова сорвёт – сколотка принесет,
Кобылка стопчет – жеребёнка приведёт. |
Девушки несли овсяной сноп в дом, а бабоньки снова ложились
на стерню, скинув с себя лишние одежды, закрывали глаза и катались
по стерне, причитая и прося у жнивы отдать силы:
|
Не боли, моя спинушка,
Возвратись, моя силушка!
Возверни силу, нивушка! |
Острые стебли не ранили тела, не причиняли глубоких уколов,
на одежде не оставалось грязи. Только первый раз, припадая к
земле, бабонька чувствовала колкое прикосновение стерни, потом
она легко катилась, приминая остатки стеблей и обозначивая на
поле круг.
Не важно, было ли у кого-то из них тяжелое горе или чувствовал
ли кто себя самым счастливым в деревне – все они заливались
слезами. А плакали в старину не то что сейчас. Причитали так,
что казалось, весь мир вот-вот перевернется. Все окружающее
было заполнено криком, исходившим из самого сердца, из самой
глубины души.
Трудно описать состояние, которое испытывала бабонька после
этого обряда. Это чувство удивительно и доселе не изведанно.
Происходило как бы полное обновление женщины, рождение ее заново.
Эти обряды, судя по всему, были одними из древнейших, которые
связывали воедино: человека, землю, урожай и святых.
С Фёклы-свекольницы начинается уборка свеклы (бураки, буряки
– южн.). Из свеклы готовили на Руси самые разные супы.
Ботвинья
Название этого холодного супа происходит от глагола «ботеть»
– «толстеть», от которого собственно и произошла слово «ботва». В старину хозяйки заготавливали ботву впрок.
Её сушили или солили на зиму. Так, в одной старинной книге читаем: «Молодой свекольник очистить, перемыть, сложить в кадушку,
слегка пересыпая солью, залить хлебным, белым квасом, поставить
в холодное место».
Молодые стебли от свеклы очистить от листьев и верхней кожицы,
мелко изрубить, замочить в холодной воде на час, выжать, опустить
в соленый кипяток минуть на 10, сварить; откинуть на дуршлаг.
Взять щавель или шпинат, хорошенько промыть, обварить и дать
как следует провариться; после чего протереть через сито. Взять
нужное количество кваса (лучше всего выходит ботвинья из кислых
щей), положить в квас приготовленный щавель или шпинат, листья
молодой свеклы, приготовленные, как сказано выше, прибавить
сахара, растёртого с ложечкой горчицы, нарубить туда же несколько
веточек молоденького укропа, нарезать несколько очищенных свежих
огурцов и один огурец неочищенный, так как кожица огурца придаёт
ботвинье больше аромата, и, по желанию, несколько штук зеленого
лука. К ботвинье часто подавалась какая-нибудь разваренная рыба,
малосольная или свежая осетрина, севрюга, белуга. Непременное
условие хорошей ботвиньи – это чтобы она была холодная.
Свекольник
В готовый уже бульон опустить перед подачей на стол листья свеклы,
приготовленные, как сказано в предыдущем рецепте, прокипятить
один раз. Можно подавать к столу холодным, добавив в каждую
тарелку половинку сваренного вкрутую яйца и сметаны (или майонеза)
по вкусу.
Поговорки и приметы
Тепляк держится, ушедшему лету всё кланяется. Батюшка юг пустил
ветер на овёс-долгорост. На Стратилата тепляк – пошли овсы на
спех. Ветер, дующий с юга, обещает хороший урожай овса. Стратилатов
день приспел – овёс поспел. Не гладь лошадь рукой – гладь овсом.
Ветер-тепляк в паутину одет – ушедшему лету кланяется вслед.
Если ветер с полуден на Феклу тянет – пошли овсы наспех, с тёплых
морей подул ветер – на овес-долгорост! На Фёклу копай свёклу.
На Фёклу – дергай свёклу. Днём погоже, да по утрам не гоже.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Днем
погоже, а к вечеру негоже» // Газета «У нас в Текстильщиках»
- http://www.aepublic.ru/unt/arhiv/89/tek_24f.html; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998 |
|