Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > огуменник 
ОГУМЕННИК, ПОТЕХИ ЛЕШЕГО, АГАФОН – 22 АВГУСТА
 
Венецианов А.Г., «Гумно».  
Огуменник, Гуменник, Потехи лешего, Афанасий, Агафон, Северьян.

На момент введения Юлианского календаря: 22 августа
Дата по календарю XVI века: 22 августа
Дата по старому стилю: 22 августа
Дата по новому стилю: 4 сентября


Поселяне выходят ночью осматривать снопы и караулить их от потехи Лешего (Лесовика). Они уверены, что в эту ночь Леший выходит на луга и гумны потешиться над соломкой. На гумно – хлеб везут, в овине снопы сушат. Гумно – место, где складывают снопы кладями и вручную молотят. Оттуда обмолоченное зерно везут на мельницу для помола или перевозят в амбар для хранения. Половицы так пригнана на гумне друг к дружке, что ни одно зернышко сквозь щели не пройдет.

Потехи Лешего заключаются в раскидывании снопов с одного гумна на другое или в развязывании их. Если хозяин караулит свое гумно, то будто Леший тогда не смеет подойти к загороди. «От этой нежити не оберечься – так пропадешь!» – гуторит народ. Где только их нет? «Был бы лес – будет и Леший». Не будь Лешему ворогом Домовой – не было бы с ним сладу: не сидится лесному хозяину на одном месте.

Слывёт он немым, да голосист на диво: недаром, – по рассказам знавшихся с ним людей – поёт без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, филином-птицей гукает. Попадается ему навстречу мужик-простота, – обойдёт его Леший, собьёт с дороги, заведёт в трущобу непроходимую, если тот не догадается вывернуть на себе рубаху наизнанку. Остороголовый («голова клином»), мохнатый, с зачесанными налево волосами, без бровей и без ресниц, надев серый кафтан, застегнутый на правую сторону, а не наоборот, как все обычно носят, подкрадывается он по лесной опушке к гуменникам и начинает развязывать и раскидывать снопы: всё перекидает с одного гумна на другое, никто и не разберётся после, – если не принять надлежащих, особо на этот случай полагающихся предохранительных мер.

В сахаровском «Народном дневнике» рассказывается, что в старину в Тульской губернии выходили старики на караул к гуменной загороди. Снаряжаяся в ночное стоянье, надевали они тулуп, выворачивая его шерстью наверх; голову устрашители лесного хозяина обматывали полотенцем; вместо обыкновенного подога-посоха бралась в руки кочерга. Перед тем, как начать береженье гумна, знающие люди с молитвою ко св. Северьяну, памятуемому в этот день, очерчивали кочергою круг и посредине садились наземь. Это, по народному слову, заставляло Лешего чуть не за версту обходить стороной оберегаемое место.


Поговорки и приметы
На Агафона леший из лесу в поле выходит. Агавон – рыжа борода, иди – не знаю куда. Есть на гумне – будет и в суме. Знает зерно, как справно гумно. Нет хлеба, так и гумно на овин. У богатого гумна и свинья умна.


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
Народный календарь от Полины Рожновой – http://istgazeta.ru/newspaper

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz