|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > огуменник
|
ОГУМЕННИК, ПОТЕХИ ЛЕШЕГО, АГАФОН – 22 АВГУСТА
|
|
|
|
Венецианов
А.Г., «Гумно». |
|
Огуменник, Гуменник, Потехи лешего, Афанасий,
Агафон, Северьян.
На момент введения Юлианского календаря: 22 августа
Дата по календарю XVI века: 22 августа
Дата по старому стилю: 22 августа
Дата по новому стилю: 4 сентября
Поселяне выходят ночью осматривать снопы и караулить их от потехи
Лешего (Лесовика). Они уверены, что в эту ночь Леший выходит
на луга и гумны потешиться над соломкой. На гумно – хлеб везут,
в овине снопы сушат. Гумно – место, где складывают снопы кладями
и вручную молотят. Оттуда обмолоченное зерно везут на мельницу
для помола или перевозят в амбар для хранения. Половицы так
пригнана на гумне друг к дружке, что ни одно зернышко сквозь
щели не пройдет.
Потехи Лешего заключаются в раскидывании снопов с одного гумна
на другое или в развязывании их. Если хозяин караулит свое гумно,
то будто Леший тогда не смеет подойти к загороди. «От этой
нежити не оберечься – так пропадешь!» – гуторит народ.
Где только их нет? «Был бы лес – будет и Леший». Не
будь Лешему ворогом Домовой – не было бы с ним сладу: не сидится
лесному хозяину на одном месте.
Слывёт он немым, да голосист на диво: недаром, – по рассказам
знавшихся с ним людей – поёт без слов, бьёт в ладоши, свищет,
аукает, хохочет, плачет, филином-птицей гукает. Попадается ему
навстречу мужик-простота, – обойдёт его Леший, собьёт с дороги,
заведёт в трущобу непроходимую, если тот не догадается вывернуть
на себе рубаху наизнанку. Остороголовый («голова клином»),
мохнатый, с зачесанными налево волосами, без бровей и без ресниц,
надев серый кафтан, застегнутый на правую сторону, а не наоборот,
как все обычно носят, подкрадывается он по лесной опушке к гуменникам
и начинает развязывать и раскидывать снопы: всё перекидает с
одного гумна на другое, никто и не разберётся после, – если
не принять надлежащих, особо на этот случай полагающихся предохранительных
мер.
В сахаровском «Народном дневнике» рассказывается, что в старину
в Тульской губернии выходили старики на караул к гуменной загороди.
Снаряжаяся в ночное стоянье, надевали они тулуп, выворачивая
его шерстью наверх; голову устрашители лесного хозяина обматывали
полотенцем; вместо обыкновенного подога-посоха бралась в руки
кочерга. Перед тем, как начать береженье гумна, знающие люди
с молитвою ко св. Северьяну, памятуемому в этот день, очерчивали
кочергою круг и посредине садились наземь. Это, по народному
слову, заставляло Лешего чуть не за версту обходить стороной
оберегаемое место.
Поговорки и приметы
На Агафона леший из лесу в поле выходит. Агавон – рыжа борода,
иди – не знаю куда. Есть на гумне – будет и в суме. Знает зерно,
как справно гумно. Нет хлеба, так и гумно на овин. У богатого
гумна и свинья умна.
Источники:
«Народная Русь», Коринфский
А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
Народный
календарь от Полины Рожновой – http://istgazeta.ru/newspaper |
|