Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > полетовщик 
ПОЛЕТОВЩИК, ИВАН-ПОСТНЫЙ, ГОЛОВОСЕК – 29 АВГУСТА
 
Принято было угощать бедных странников  
Полетовщик, Иваном-полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван – осенний торжок, Иван-постный, Иоанн Предтеча.

На момент введения Юлианского календаря: 29 августа
Дата по календарю XVI века: 29 августа
Дата по старому стилю: 29 августа
Дата по новому стилю: 11 сентября


«Иван-поста» мужик осень встречает, баба своё – бабье лето начинает (Бабье лето старое начинается 29 августа, а местами – 1 сентября). Строгий однодневный пост. Начало Репных Дней. «Репный» праздник отмечается без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – лечебные коренья.

С Ивана постного убирают репу. Начало «Репных Дней». Репа – восстанавливающая прирост рода, национальная гордость Руси.

В этот день наши наши предки постились, вспоминая о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Пост был строгий. И все неукоснителтьно следовали строгим правилам поста. Ещё в глубокой старине был наложен запрет: не есть в этот день яблоки, капусту, картофель, лук, то есть всё, что круглое, даже и щей не варит, так как капустный кочан напоминает ему своим видом отсеченную голову. На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблок и даже не берут в руки ни косаря, ни топора, ни заступа.

Но пост не голод. И впрямь, ещё в XIX веке было чем угостить хлебосольному домохозяину гостей званых-прошеных в этот постный полетний праздник. Вместо запретного круглого пирога-каравая – загибает в этот день «праздничная» хозяйка долгий. Начинка найдётся знатная: грибы-грузди, грибы-масленики, грибы-рыжики, которых перед этим временем и в лесу, и в залесье хоть лопатой собирай да граблями огребай. Кроме грибов, идущих на похлебку и на закусь-заедку, – всякой ягоды в пироги можно завернуть: и костяники, и голубики, и черники, и брусники, и смородины. В огороде – свекла с морковью, редька-ломтиха найдутся хозяйке на подмогу, гостям на угощенье. Овсяный кисель, – не говоря уже об ягодном, – тоже мимо стола не проносится, хоть бы и в праздник: особливо, если к нему сусла-пива да сыты медовой поставить. Знают деревенские хозяйки, что «кулагой» (пареное соложеное тесто с калиною, – местами зовется «саламатою») – тоже не побрезгают гости. «Кулажка – не бражка!» – приговаривают они, подавая эту лакомую стряпню с погреба после сытного постного обеда, – «упарена-уквашена, да не хмельна, ешь в волю!». Ждут – не дождутся кулаги малые ребята: все ведь они – кулажники-сластены зазнамые. Сумеет деревня и постный праздник справить по заведённому, честь-честью, – в грязь лицом не ударить в те годы, когда Бог мужика урожаем благословит за труды праведные. «Не до праздника, не до гостей, когда не только в церкви, а и на гумнах – Иван Постный!» – оговаривается старая молвь крылатая. «Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста! Страшен – мясоед, когда в амбаре жита нет», «В год хлебородный – пост не голодный», «Господь хлебца уродит – и с поста брюхо не подводит» – повторяет деревня, в поте лица, по слову Господню, вкушающая хлеб свей, – для которой каждый урожайный год составлял истинное благословение Божие.

В старые времена собиралась-сходилась – по нарочитому зову – молодежь со всего села к околице. Приносилась туда – заранее кем-нибудь из старых людей накануне приготовленная – глиняная, одетая в холщёвый саван, кукла: без малого в рост человеческий. Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы. Эту безголовую куклу поднимали две молодых девушки и бережно, в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке, где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу наземь. Вся толпа начинала причитать над куклою, как над дорогим и близким ей покойником. Причиталось – особыми причетами. По прошествии некоторого времени, оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы – с размаху бросали в воду. Этот обезглавленный человек в саване олицетворял – в глазах совершителей описанного обряда – св. Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении с побеждённым тёмными силами красным летом.

На Ивана постного устраивались ярмарки-однодневки, «ивановские торги», по многим городам и пригородам, по селам-весям. Вёлся торг не только всякою обиходной снедью-рухлядью, но и различными приманчивыми товарами гостиными, про которые сложились к этому случаю поговорки: «На Иван-Постного в кармане скоромная копейка шевелится», «На иванов торг и мужик идёт, и баба зарится», «Красно лето работой, а Иван Полеток – красными товарами да бабьими приглядами». Но на них, по большей части, идёт торг предметами домашнего крестьянского обихода да лошадьми, да огурцами («в засол»), да мёдом с вощиною, да щепным и скобяным товаром. И нет на этих постных торгах ни особого разгула весёлого, ни угарного похмелья шумливого, как это всегда бывает об ярмарочную пору, когда, заодно с карманом, развязывается у мужика-простоты и язык – на крепкое словцо тороватый, распоясывается и душа широкая, удержу себе не знающая, с каждой чаркою зелена-вина шире дорогу своей воле-удали прокладывающая. «Пей, купец, на Иван-торгу квас да воду, закусывай пирогами ни с чем» – говоря, мужик приговаривает: «Никто с поста не умирает», «С поста не мрут, с обжорства дохнут», «Кто пьёт-зашибается не в пору – распухнет с гору», «На Постника Ивана не пригубь больше одного стакана». Ситцы, плис, миткаль, платки – на каждом сельском базаре – тут как тут, а с ними – и ребячья радость: всякие заедки-гостинцы, пряники, орехи, маковники. Ходят между наскоро сколоченными торговыми ларями-палатками крикливые квасники, тороватые пирожники, калачники-саечники, продавцы щедро сдабриваемых постным маслом гречушников, сбитенщики и всякая другая шевелящая мужицкую торговую копейку братия, оживляющая торг своими разноголосыми выкриками. Играют-шумят местами и балаганы, несмотря на то, что иванов торг – постный: где же и зашибить грош скоморохам-потешникам («тоже пить-есть умеют!»), как не на скопище звенящего копейкой, нетребовательного на вкус, не скупящегося на смех, деревенского люда... «Смех – не грех!, – говорит русский народ-простодум: «а коли и грех – так меньшой изо всех», «Смехом слезу не перешибить, так весь свой век во кручине прожить, счастья-радости во век не нажить».

Поговорки и приметы
На Ивана постного – долгий пирог, репный праздник. День – осени отец крёстный. Иван Поститель пришёл, лето красное увёл. Красно лето работой, а Иван-пролеток красными товарами. С постного Ивана не выходи в поле без кафтана. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Полеток птичек в дорогу сряжает. Птичка холодной воды хлебнула, оттого за море тянется. Когда цена на рабочие руки поднималась крестьянин говорил: «Нынешний Иван Постный – добрые полетки». Когда же плата начинала падать, то рабочий народ сокрушенно говорил: «Прошлое слетье – не в пример скоромнее, полеток того гляди весь мужичий год на Велик-Пост сведёт». Петух не человек, а своё всё скажет и баб научит.

На Ивана постного собирай коренья рослые. С Ивана последнее стлище на льны. Красно лето работой, а Иван-полеток – красными товарами да бабьими приглядами. На Иванов торг мужик идёт, а баба зорится. Смех – не грех, а коли и грех – так меньшой изо всех. Смехом слезу не перешибить, так весь свой век во кручине прожить, счастья-радости во век не нажить.

Ивáнов – что грибов поганых. Дядя Иван – и людям, и нам. Шестьдесят два Ивана святыми живут.

Пост – к душеспасенью мост. Нужда и в Велик-День постится. Попоститься да и воду спуститься. Постное едим, да скоромное суесловье отрыгаем. Пост не мост – можно и объехать. Все посты блюдем-постимся, а никуда не годимся. Иван Постный обыденкой живёт, да всеё матушку-Русь на посту держит. Поститель Иван – пост внукам и нам. Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост – кулик. Кто на Ивана, Крестителя Господня, скоромь жрёт – тот в рай не попадёт. На Постного Ивана вся скоромь мёртвым узлом затянута (запрещена). Не соблюдёшь Иван-пост, прищемишь в аду хвост. Кто Ивану Крестителю не постит – за того и сам набольший поп грехов не умолит. Пост – в рай мост. Кто все посты постится, за того все четыре Евангелиста. А кто и на Ивана Постного скороми не ест – тому сам Истинный Христос помога. На Ивана Постного – хоть и пост, да разносол.

Если журавли с Ивана Крестителя на Киев (на юг) пошли-потянули – будет короткая осень, придёт нежданно-негаданно ранняя зима. Если журавли летят на Киев, то, по приметам, вскоре после Семена-дня наступят холода (тульск.). Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю (тульск.). Лебедь несет на носу снег. Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько кадей хлеба будешь молотить с овина. Чай, примечай – куда чайки летят. Последние грозы – до Головосека.


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Народный календарь от Полины Рожновой – http://istgazeta.ru/newspaper;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Український народний календар

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz