|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > полетовщик
|
ПОЛЕТОВЩИК, ИВАН-ПОСТНЫЙ, ГОЛОВОСЕК – 29 АВГУСТА
|
|
|
|
Принято
было угощать бедных странников |
|
Полетовщик, Иваном-полеток, Иван-пролеток,
Репный праздник, Головосек, Иван – осенний торжок, Иван-постный,
Иоанн Предтеча.
На момент введения Юлианского календаря: 29 августа
Дата по календарю XVI века: 29 августа
Дата по старому стилю: 29 августа
Дата по новому стилю: 11 сентября
«Иван-поста» мужик осень встречает, баба своё – бабье лето начинает
(Бабье лето старое начинается 29 августа, а местами – 1 сентября).
Строгий однодневный пост. Начало Репных Дней. «Репный» праздник
отмечается без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных
странников. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы,
то на Ивана постного – лечебные коренья.
С Ивана постного убирают репу. Начало «Репных Дней». Репа –
восстанавливающая прирост рода, национальная гордость Руси.
В этот день наши наши предки постились, вспоминая о мученической
кончине святого Иоанна Крестителя. Пост был строгий. И все неукоснителтьно
следовали строгим правилам поста. Ещё в глубокой старине был
наложен запрет: не есть в этот день яблоки, капусту, картофель,
лук, то есть всё, что круглое, даже и щей не варит, так как
капустный кочан напоминает ему своим видом отсеченную голову.
На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля,
не рвут яблок и даже не берут в руки ни косаря, ни топора, ни
заступа.
Но пост не голод. И впрямь, ещё в XIX веке было чем угостить
хлебосольному домохозяину гостей званых-прошеных в этот постный
полетний праздник. Вместо запретного круглого пирога-каравая
– загибает в этот день «праздничная» хозяйка долгий. Начинка
найдётся знатная: грибы-грузди, грибы-масленики, грибы-рыжики,
которых перед этим временем и в лесу, и в залесье хоть лопатой
собирай да граблями огребай. Кроме грибов, идущих на похлебку
и на закусь-заедку, – всякой ягоды в пироги можно завернуть:
и костяники, и голубики, и черники, и брусники, и смородины.
В огороде – свекла с морковью, редька-ломтиха найдутся хозяйке
на подмогу, гостям на угощенье. Овсяный кисель, – не говоря
уже об ягодном, – тоже мимо стола не проносится, хоть бы и в
праздник: особливо, если к нему сусла-пива да сыты медовой поставить.
Знают деревенские хозяйки, что «кулагой» (пареное соложеное
тесто с калиною, – местами зовется «саламатою») – тоже не побрезгают
гости. «Кулажка – не бражка!» – приговаривают они, подавая эту
лакомую стряпню с погреба после сытного постного обеда, – «упарена-уквашена,
да не хмельна, ешь в волю!». Ждут – не дождутся кулаги малые
ребята: все ведь они – кулажники-сластены зазнамые. Сумеет деревня
и постный праздник справить по заведённому, честь-честью, –
в грязь лицом не ударить в те годы, когда Бог мужика урожаем
благословит за труды праведные. «Не до праздника, не до гостей,
когда не только в церкви, а и на гумнах – Иван Постный!» – оговаривается
старая молвь крылатая. «Не бойся того поста, когда в закромах
нет пуста! Страшен – мясоед, когда в амбаре жита нет», «В год
хлебородный – пост не голодный», «Господь хлебца уродит – и
с поста брюхо не подводит» – повторяет деревня, в поте лица,
по слову Господню, вкушающая хлеб свей, – для которой каждый
урожайный год составлял истинное благословение Божие.
В старые времена собиралась-сходилась – по нарочитому зову –
молодежь со всего села к околице. Приносилась туда – заранее
кем-нибудь из старых людей накануне приготовленная – глиняная,
одетая в холщёвый саван, кукла: без малого в рост человеческий.
Особенностью этой куклы было то, что она делалась без головы.
Эту безголовую куклу поднимали две молодых девушки и бережно,
в благоговейном молчании, несли на руках впереди толпы к реке,
где на самом крутом берегу, останавливались и клали свою ношу
наземь. Вся толпа начинала причитать над куклою, как над дорогим
и близким ей покойником. Причиталось – особыми причетами. По
прошествии некоторого времени, оплаканного глиняного покойника
поднимали на руки двое молодых парней и при вопле толпы – с
размаху бросали в воду. Этот обезглавленный человек в саване
олицетворял – в глазах совершителей описанного обряда – св.
Иоанна Крестителя, нераздельно сливавшегося в народном воображении
с побеждённым тёмными силами красным летом.
На Ивана постного устраивались ярмарки-однодневки, «ивановские
торги», по многим городам и пригородам, по селам-весям. Вёлся
торг не только всякою обиходной снедью-рухлядью, но и различными
приманчивыми товарами гостиными, про которые сложились к этому
случаю поговорки: «На Иван-Постного в кармане скоромная копейка
шевелится», «На иванов торг и мужик идёт, и баба зарится», «Красно
лето работой, а Иван Полеток – красными товарами да бабьими
приглядами». Но на них, по большей части, идёт торг предметами
домашнего крестьянского обихода да лошадьми, да огурцами («в
засол»), да мёдом с вощиною, да щепным и скобяным товаром. И
нет на этих постных торгах ни особого разгула весёлого, ни угарного
похмелья шумливого, как это всегда бывает об ярмарочную пору,
когда, заодно с карманом, развязывается у мужика-простоты и
язык – на крепкое словцо тороватый, распоясывается и душа широкая,
удержу себе не знающая, с каждой чаркою зелена-вина шире дорогу
своей воле-удали прокладывающая. «Пей, купец, на Иван-торгу
квас да воду, закусывай пирогами ни с чем» – говоря, мужик приговаривает:
«Никто с поста не умирает», «С поста не мрут, с обжорства дохнут»,
«Кто пьёт-зашибается не в пору – распухнет с гору», «На Постника
Ивана не пригубь больше одного стакана». Ситцы, плис, миткаль,
платки – на каждом сельском базаре – тут как тут, а с ними –
и ребячья радость: всякие заедки-гостинцы, пряники, орехи, маковники.
Ходят между наскоро сколоченными торговыми ларями-палатками
крикливые квасники, тороватые пирожники, калачники-саечники,
продавцы щедро сдабриваемых постным маслом гречушников, сбитенщики
и всякая другая шевелящая мужицкую торговую копейку братия,
оживляющая торг своими разноголосыми выкриками. Играют-шумят
местами и балаганы, несмотря на то, что иванов торг – постный:
где же и зашибить грош скоморохам-потешникам («тоже пить-есть
умеют!»), как не на скопище звенящего копейкой, нетребовательного
на вкус, не скупящегося на смех, деревенского люда... «Смех
– не грех!, – говорит русский народ-простодум: «а коли и грех
– так меньшой изо всех», «Смехом слезу не перешибить, так весь
свой век во кручине прожить, счастья-радости во век не нажить».
Поговорки и приметы
На Ивана постного – долгий пирог, репный праздник. День – осени
отец крёстный. Иван Поститель пришёл, лето красное увёл. Красно
лето работой, а Иван-пролеток красными товарами. С постного
Ивана не выходи в поле без кафтана. Иван Предтеча гонит птицу
за море далече. Полеток птичек в дорогу сряжает. Птичка холодной
воды хлебнула, оттого за море тянется. Когда цена на рабочие
руки поднималась крестьянин говорил: «Нынешний Иван Постный
– добрые полетки». Когда же плата начинала падать, то рабочий
народ сокрушенно говорил: «Прошлое слетье – не в пример скоромнее,
полеток того гляди весь мужичий год на Велик-Пост сведёт». Петух
не человек, а своё всё скажет и баб научит.
На Ивана постного собирай коренья рослые. С Ивана последнее
стлище на льны. Красно лето работой, а Иван-полеток – красными
товарами да бабьими приглядами. На Иванов торг мужик идёт, а
баба зорится. Смех – не грех, а коли и грех – так меньшой изо
всех. Смехом слезу не перешибить, так весь свой век во кручине
прожить, счастья-радости во век не нажить.
Ивáнов – что грибов поганых. Дядя Иван – и людям, и нам.
Шестьдесят два Ивана святыми живут.
Пост – к душеспасенью мост. Нужда и в Велик-День постится. Попоститься
да и воду спуститься. Постное едим, да скоромное суесловье отрыгаем.
Пост не мост – можно и объехать. Все посты блюдем-постимся,
а никуда не годимся. Иван Постный обыденкой живёт, да всеё матушку-Русь
на посту держит. Поститель Иван – пост внукам и нам. Иван Постный
не велик, а перед ним и Филиппов пост – кулик. Кто на Ивана,
Крестителя Господня, скоромь жрёт – тот в рай не попадёт. На
Постного Ивана вся скоромь мёртвым узлом затянута (запрещена).
Не соблюдёшь Иван-пост, прищемишь в аду хвост. Кто Ивану Крестителю
не постит – за того и сам набольший поп грехов не умолит. Пост
– в рай мост. Кто все посты постится, за того все четыре Евангелиста.
А кто и на Ивана Постного скороми не ест – тому сам Истинный
Христос помога. На Ивана Постного – хоть и пост, да разносол.
Если журавли с Ивана Крестителя на Киев (на юг) пошли-потянули
– будет короткая осень, придёт нежданно-негаданно ранняя зима.
Если журавли летят на Киев, то, по приметам, вскоре после Семена-дня
наступят холода (тульск.). Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю
(тульск.). Лебедь несет на носу снег. Ласточка весну начинает,
соловей лето кончает. Сколько раз бухало (филин) будет бухать,
по столько кадей хлеба будешь молотить с овина. Чай, примечай
– куда чайки летят. Последние грозы – до Головосека.
Источники:
«Народная
Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Народный
календарь от Полины Рожновой – http://istgazeta.ru/newspaper;
Интернет-журнал
«В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Круглый
год. Славянский календарь»;
Український
народний календар |
|