Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > летопроводец 
ЛЕТОПРОВОДЕЦ, СЕМЁН – 1 СЕНТЯБРЯ
 
Чем ближе осень– тем приятней посидеть на солнышке  
Летопроводец, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Симеон-Столпник, Семёновы осенины, Семён, Марфа, Осенины, Первая встреча осени, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.), Свадьба свечи (укр.).

На момент введения Юлианского календаря: 1 сентября
Дата по календарю XVI века: 1 сентября
Дата по старому стилю: 1 сентября
Дата по новому стилю: 14 сентября


1 сентября с 1492 (7000 год от сотворения мира) по 1699 год (7207 год от сотворения мира) считался на Руси, по примеру греческой церкви, днём «Новолетия»: с этого дня начинался новый год. День св. Симеона начинал первый осенний месяц сентябрь, а потому называется также днём Семёна Летопроводца.*

На Украине с Семёна кончается «улица» и начинаются засидки, то есть работа в избах при огне. В связи с наступлением осени и нового года под Семён-день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый «живой огонь» из дерева и разносят по всей деревне. Также поступают и в околомосковских селениях. В некоторых местах этот обряд проводят 21 или 24 сентября (по ст. стилю).

Раньше крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносили из старого жилища в новое.

На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечесть. Утром в день новоселья выгребала большуха все уголья, весь жар из печи старого дома в 2 чугуна: в один, маленький, и в другой – большой. Маленький чугунок предназначался для домового. Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.

Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме на стол и приговаривала: «Батюшка домовой, милости просим с нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли». После чего брала чугунок и шла в новый дом. Там она ходила по углам и трясла чугунок, брякала крышкой, выпускала домового и давая ему право облюбовать себе угол.

Затем старики вносили в новый дом большой чугун с углями, заносили его в бабий кут, ставили на шесток. Невестки ставили на стол хлеб-соль, а большуха вытрясала на под уголья, подкладывала берёзовых дров так, чтобы поленья ложились крест накрест. Затем хозяин вносил домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил на крыльцо.

Перед первыми осенними засидками с тлеющею головней в поле («на постать») ходят, – окуривают ниву в предохранение от всякого попущения, «от лиха, притки и призора».

Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом. На границе Украины и Белоруссии бытовал интересный обряд, связанный с первым зажиганием света (огня) на первую встречу осени, он назывался «женитьбой комина». «Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла. В Киеве ночью устраивали «свадьбу свечи»: ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами, дынями и украшенное восковыми свечками. У киевских ремесленников бытовала поговорка: «Женить Семёна», что означало начинать работать при свечах с вечера Семёна дня.

С Семёна начинают мочить коноплю, сушить и мять лён. В старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и хозяйственные договоры и сделки.

Издревле справлялся обряд «пострига», посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет. Служился молебен, герою торжества выстригали на голове пучок волос – «гуменце» и сажали на коня. Отныне твоя жизнь да принадлежит родной земле! Коня под уздцы при объезде двора вел крестный отец, у стремени шла божатушка со святым Образом. После «пострига» воспитание мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома, к отцу, к дядьям. Малый приучался владеть луком – сперва игрушечным, саблей – тоже детской, носить латы – жестяные. Подросши, отрок мог участвовать в походах; ловок, смышлен – и в сраженьях, оруженосцем при взрослых воинах. Естественно, речь здесь о семьях профессиональных военных, составлявших костяк вооруженных сил Руси. Дольше всего «постриг» просуществовал в служилой казачьей среде, где «на коня сажали» еще в XIX веке.

Обряды огня
В Сибири записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли: «Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, – жги и спали с раба божия (имя рек) всяки скорби и болезни... страхи и переполохи...»

Интересные данные о священном огне приводит белорусский этнограф А. Сержпутовский: «В торжественных случаях, когда требуется добыть древний священный огонь, имеющий свойство, по народным воззрениям, предохранять человека от того или иного несчастья, прибегают к особым приемам, которые передавались из рода в род и достигли нашего времени». При постройке дома на новом месте «нужно устраивать новый очаг, перевести сюда покровителей-духов, которые привязаны к старому очагу, а для этого необходимо добыть священный огонь и торжественно перенести его из старого очага в новый... Когда в округе появляются эпидемические болезни или падеж скота... также добывают священный огонь, разводят по концам улицы и со всех сторон селения большие костры и поддерживают их днём и ночью, чтобы таким образом запереть вход нежеланным гостям. Кроме того, разносят этот огонь по всем избам и поддерживают его в домашних очагах».

Поговорки и приметы
Первая встреча осени. Время с Семёна-дня до праздника Рожаниц называют бабьм летом. С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы. Бабье лето ненастно – осень сухая. Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое – наводит. На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали). Переход в новый дом, на новоселье – счастливый. На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай. После Семёна журавли отлетают в тёплый край. На Семёна Столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. В этот день чёрт меряет воробьёв меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть. Первые засидки – новый огонь в избе. Кто о бабьем лете жать-косить пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют. Счастливое новоселье – сухая осень, коли на Семена сухо. Гуси садятся, скворцы еще не отлетели – осень протяжная и сухая. На Семеновы осенины много тенетника – к осени долгой и ясной, к суровой зиме. На постатъ с головней ходят. Семён-день – севалка с плеч. На Семён день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши. Семён день, семена долой. Грех хлеб сеять. «Жанiцьба комiна – свята агню ў печцы» (белорус.).
________________________
*) До 1492 года был гражданский календарь, который, в отличие от церковного (византийского), начинался с 1 марта – по римскому стилю, и русский(?), который начинался вероятно с новолуния, приходящегося на конец февраля – март (народный стиль?). [Л. В. Черепнин]


Источники:
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Язычество Древней Руси», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
Русская хронология, Черепнин Л.В.

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz