|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > летопроводец
|
ЛЕТОПРОВОДЕЦ, СЕМЁН – 1 СЕНТЯБРЯ
|
|
|
|
Чем ближе осень– тем приятней
посидеть на солнышке |
|
Летопроводец, Старого бабьего лета почин,
Новолетие, Симеон-Столпник, Семёновы осенины, Семён, Марфа,
Осенины, Первая встреча осени, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.),
Свадьба свечи (укр.).
На момент введения Юлианского календаря: 1 сентября
Дата по календарю XVI века: 1 сентября
Дата по старому стилю: 1 сентября
Дата по новому стилю: 14 сентября
1 сентября с 1492 (7000 год от сотворения мира) по 1699 год
(7207 год от сотворения мира) считался на Руси, по примеру греческой
церкви, днём «Новолетия»: с этого дня начинался новый год. День
св. Симеона начинал первый осенний месяц сентябрь, а потому
называется также днём Семёна Летопроводца.*
На Украине с Семёна кончается «улица» и начинаются засидки,
то есть работа в избах при огне. В связи с наступлением осени
и нового года под Семён-день вечером гасят старый огонь, а утром
вытирают новый «живой огонь» из дерева и разносят по всей деревне.
Также поступают и в околомосковских селениях. В некоторых местах
этот обряд проводят 21 или 24 сентября (по ст. стилю).
Раньше крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при
вздувании огня читали молитвы. Огонь переносили из старого жилища
в новое.
На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до
переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали
из дома всякую нечесть. Утром в день новоселья выгребала большуха
все уголья, весь жар из печи старого дома в 2 чугуна: в один,
маленький, и в другой – большой. Маленький чугунок предназначался
для домового. Большой же старики с почестями и благословением
переносили в новый дом.
Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме
на стол и приговаривала: «Батюшка домовой, милости просим с
нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли».
После чего брала чугунок и шла в новый дом. Там она ходила по
углам и трясла чугунок, брякала крышкой, выпускала домового
и давая ему право облюбовать себе угол.
Затем старики вносили в новый дом большой чугун с углями, заносили
его в бабий кут, ставили на шесток. Невестки ставили на стол
хлеб-соль, а большуха вытрясала на под уголья, подкладывала
берёзовых дров так, чтобы поленья ложились крест накрест. Затем
хозяин вносил домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил
на крыльцо.
Перед первыми осенними засидками с тлеющею головней в поле («на
постать») ходят, – окуривают ниву в предохранение от всякого
попущения, «от лиха, притки и призора».
Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом. На
границе Украины и Белоруссии бытовал интересный обряд, связанный
с первым зажиганием света (огня) на первую встречу осени, он
назывался «женитьбой комина». «Комин» белили, увивали спелым
хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи,
дынные семена, куски солонины и комья масла. В Киеве ночью устраивали
«свадьбу свечи»: ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами,
дынями и украшенное восковыми свечками. У киевских ремесленников
бытовала поговорка: «Женить Семёна», что означало начинать работать
при свечах с вечера Семёна дня.
С Семёна начинают мочить коноплю, сушить и мять лён. В старину
на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и
хозяйственные договоры и сделки.
Издревле справлялся обряд «пострига», посвящения в воинство
и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет. Служился молебен,
герою торжества выстригали на голове пучок волос – «гуменце»
и сажали на коня. Отныне твоя жизнь да принадлежит родной земле!
Коня под уздцы при объезде двора вел крестный отец, у стремени
шла божатушка со святым Образом. После «пострига» воспитание
мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома,
к отцу, к дядьям. Малый приучался владеть луком – сперва игрушечным,
саблей – тоже детской, носить латы – жестяные. Подросши, отрок
мог участвовать в походах; ловок, смышлен – и в сраженьях, оруженосцем
при взрослых воинах. Естественно, речь здесь о семьях профессиональных
военных, составлявших костяк вооруженных сил Руси. Дольше всего
«постриг» просуществовал в служилой казачьей среде, где «на
коня сажали» еще в XIX веке.
Обряды огня
В Сибири записан заговор от всех болезней, который следует произносить
в бане на горячие угли: «Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями
царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив!
Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы
и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья...
Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, – жги
и спали с раба божия (имя рек) всяки скорби и болезни... страхи
и переполохи...»
Интересные данные о священном огне приводит белорусский этнограф
А. Сержпутовский: «В торжественных случаях, когда требуется
добыть древний священный огонь, имеющий свойство, по народным
воззрениям, предохранять человека от того или иного несчастья,
прибегают к особым приемам, которые передавались из рода в род
и достигли нашего времени». При постройке дома на новом месте
«нужно устраивать новый очаг, перевести сюда покровителей-духов,
которые привязаны к старому очагу, а для этого необходимо добыть
священный огонь и торжественно перенести его из старого очага
в новый... Когда в округе появляются эпидемические болезни или
падеж скота... также добывают священный огонь, разводят по концам
улицы и со всех сторон селения большие костры и поддерживают
их днём и ночью, чтобы таким образом запереть вход нежеланным
гостям. Кроме того, разносят этот огонь по всем избам и поддерживают
его в домашних очагах».
Поговорки и приметы
Первая встреча осени. Время с Семёна-дня до праздника Рожаниц
называют бабьм летом. С бабьего лета – бабий праздник и бабьи
работы. Бабье лето ненастно – осень сухая. Семён-летопроводец
молодое бабье лето провожает, а старое – наводит. На Семёна
хоронят мух и тараканов (чтобы пропали). Переход в новый дом,
на новоселье – счастливый. На Семёна дитя постригай и на коня
сажай и на ловлю в поле выезжай. После Семёна журавли отлетают
в тёплый край. На Семёна Столпника ласточки ложатся вереницами
в озёра и колодцы. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят
по лугам на три версты. В этот день чёрт меряет воробьёв меркою:
сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все
собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть.
Первые засидки – новый огонь в избе. Кто о бабьем лете жать-косить
пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют. Счастливое
новоселье – сухая осень, коли на Семена сухо. Гуси садятся,
скворцы еще не отлетели – осень протяжная и сухая. На Семеновы
осенины много тенетника – к осени долгой и ясной, к суровой
зиме. На постатъ с головней ходят. Семён-день – севалка с плеч.
На Семён день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши.
Семён день, семена долой. Грех хлеб сеять. «Жанiцьба комiна
– свята агню ў печцы» (белорус.).
________________________
*) До 1492 года был гражданский календарь, который, в отличие
от церковного (византийского), начинался с 1 марта – по римскому
стилю, и русский(?), который начинался вероятно с новолуния,
приходящегося на конец февраля – март (народный стиль?). [Л. В.
Черепнин]
Источники:
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Язычество Древней
Руси», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009
№5-6;
Каляндар
беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
Русская
хронология, Черепнин Л.В. |
|