Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > оспожинки 
ОСПОЖИНКИ, МАЛАЯ ПРЕЧИСТАЯ, РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ – 8 СЕНТЯБРЯ
 
Хмель – символ собранного урожая, любви и свадьбы  
Оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Род и Рожаница, Лада, Рождество Богородицы, Спожа, «Багач» (белорус.), Богач, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день.

На момент введения Юлианского календаря: 8 сентября (21 сентября ?)
Дата по календарю XVI века: 8 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября

Род – творец Вселенной. Род есть свет и жизнь, влага небесная и подземная (дождь и родник), огонь и пекло. «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога в небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном...» Лада-Любовь является прародительницей богов – Богородицей. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. В это время завершается жатва, которая обеспечит благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени в некоторых местностях отмечалась обновлением в избе огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

В этот день новобрачные угощают свою родню, почему и называется «Поднесеньев день». В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центе этого «Богача» ставилась зажженная свеча, и совершался обряд обхода деревни всеми жителями. «Богач» символизирует единение деревенской общины. От одного Богача до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богача, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.
«осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья.

 
Узор Рожаницы с руками-птицами. Севернорусская вышивка. Источник.
 
В этот день организуется трапеза во славу Рода и Рожаниц. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею Славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы, произносятся слова благословения во имя богов. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами в честь богинь, называемым «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

«Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.»

В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

  Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку).

В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После праздника Рода и Рожаниц в некоторых местах продолжается бабье лето.

Поговорки и приметы
Осенины – вторая встреча осени. «Да Багача баба рабача, па Багачы – хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок – восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста – принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста – картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста – забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга – дощем поливає» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день – с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода – осень хорошая.


Источники:
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым, С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
«Анастасия», Мегре В.Н., М., «Диля», 2004;
Olga Maximenko, Друга Пречиста дощем поливає. – olga-maximenko.livejournal.com/5277.html;

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz