Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > вырий 
ВЫРИЙ, ВОЗДВИЖЕНЬЕ – 27 СЕНТЯБРЯ*
 
Воздвиженские капустники – повсеместный на деревенской Руси девичий праздник  
Вырий, Закрытие Сварги, «Закрыццё зямлі» (белорус.), Ставров день**, Третьи осенины, Воздвиженье, Вздвиженьев день, Здвиженье, Капустницы.

На момент введения Юлианского календаря: ?
Дата по календарю XVI века: ?
Дата по старому стилю: 14 сентября
Дата по новому стилю: 27 сентября
Современная дата: 24 июня


Воздвиженье – третья встреча осени (первая – на Семён-день, вторая на Малую Пречистую), «первые зазимки». Заканчивается уборка урожая.

Подвинулся белый свет, уступил сумеркам. Но гонит тьму Божий Крест. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты. Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед.

Птицы улетают в тёплые края. Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших – в Ирий. «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая». Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

По народному замечанию, на праздник Воздвиженья гады и другие пресмыкающиеся животные сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. «Лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днём. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место всё подвластное им зверьё, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою». В лес по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя.

На Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели. Молодёжь затевает вечеринку – капустник, начиная посиделки. В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне. Капустницы на Руси продолжались две недели.
«Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, – что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год».

Легенда
Однажды – это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю – лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» – подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы – она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же – не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад – облаков-барашков.) Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустиласьсо стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене – и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями. [Афанасьев А. Н.]

Поговорки и приметы
Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется. «Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла» (белорус.). В Здвиженье сивер, так лето тёпло будет. Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу. В этот день медведь залезает в берлогу. Высоко летят гуси в Воздвиженье – к высокому половодью, низко – к малому. На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут. Ключи от лета – у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи (белорус). В Здвиженью пору гадюки и ужи прячются в нору (белорус.). День этот считается несчастливым: не стоит начинать важных дел, так как это добром не кончится, а прахом пойдёт. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Здвиженье-капустницы. На Воздвижение первая барыня – капуста.
Зима «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, – сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!».
_________________
*) Как обычно указать дату по старому стилю нельзя, т.к. приметы дня (Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла.) говорят однозначно, что этот день приходится в день или после осеннего равноденствия. Вероятно дата была привязана к астрономическому явлению, также как Федóра-обдёра (11 сентября ст. ст. / 24 сентября н. ст.). Аналогично выглядит и весенняя пара Сóроки (9/22 марта) и Благовещенье (12/25 марта).
   Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
20-21 марта – весеннее равноденствие;
20-21 июня – летнее солнцестояние;
22-23 сентября – осеннее равноденствие;
21-22 декабря – зимнее солнцестояние.

**) В старинных летописях упоминается название дня – «ставров день», от stauros – крест.


Источники:

«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым, С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz