|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> гусепролет
|
ГУСЕПРОЛЁТ, РЕПОРЕЗ, НИКИТА – 15 СЕНТЯБРЯ
|
|
|
|
Гуси летят – зимушку на
хвосте тащат |
|
Гусепролёт, Гусятник, Гусарь, Репорез, Разлучник,
Скучник, Никита осенний, Никита.
На момент введения Юлианского календаря: 15 сентября (28 сентября
?)
Дата по календарю XVI века: 15 сентября
Дата по старому стилю: 15 сентября
Дата по новому стилю: 28 сентября
«Столько прозваний этому святому дано потому, – объясняли «Тамбовские
губернские ведомости» в 1864 году, – что с этого дня начинают
срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются
из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают
стричь овец».
Праздник гусятников – охотников на диких гусей. «К концу сентября,
то есть ко времени своего отлёта, гуси делаются очень жирны,
особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда
только получают отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем,
в исходе сентября у нас не редкость, ибо от утренних морозов
замерзают лужи и делаются закраины по мелководью около берегов
на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем
позднее осень, тем вкуснее становится гусь».
В этот день били домашних гусей. «Гусарь батюшке водяному кланяется».
Чтобы в царстве своём не гневался на птичий род. А крестьяне
потчевали водяного. Ведь немало воды тут было переношено с реки
или с озера, чтобы гряды полить, в бане вымыться, избу вымыть.
На Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы,
которую относят домой, для счёта домового». Считалось, что гуси
всё лето живут под надзором водяного.
Гусиная охота была издавна одною из любимейших забав на Москве
Белокаменной, да и по другим исконно-русским местам. Гусаки-бойцы
откармливались совершенно особо ото всех других гусей и – наметавшиеся
в своем боевом деле – ценились на большие деньги, составляя
похвальбу-гордость хозяина-охотника. Твердо памятовали русские
люди, что «делу – время, потехе – час». Никита-гусятник был
для многих часом потехи. Обхаживали в этот день любители гусиного
боя друг друга. Собиравшиеся в обход запасались мешочком с пшеницею.
При входе стучали они в дверную притолоку, особым причетом очестливым
вызывая хозяина показать «охоту». Хозяин приглашал гостей дорогих
на загородь, где жила-оберегалась у него «гусиная свора». Сопровождая
гостей, он не забывал угостить их доброю чаркой вина из предусмотрительно
захваченной сулеи. Пили гости, рассыпали гусям пшеницу. Желая
выказать особо-дружеское расположение к кому-либо из гостей,
хозяин дарил ему гуся. Получивший подарок должен был отдарить
его тем же. Подаренный гусь передавался из полы в полу при троекратном
целованье и уверениях в нерушимой дружбе. Целый день ходили
гусятники-охотники из дому в дом. Вечером все гурьбой шли –
зваными гостями – на пирушку к самому богатому и тороватому
из своей братии, заранее предвкушая ничем для них не заменимое
удовольствие гусиного боя. В таком доме стояла на столе круговая
чаша с зеленым-вином или мёдом сыченым. Каждый гость, входя,
пригубливал эту чашу и клал на стол калач – «гусям на новоселье».
Когда собирались все званые-прошеные, хозяин вносил в горницу
пару убранных красными лентами лучших гусей-бойцов из своей
охоты. Гусей этих обрызгивали мёдом, пили над их головами мёд
и зелено-вино. Во время боя бились об заклады, – причём бывало
и так, что разгоряченные спором охотники вступали чуть не в
рукопашную, совершенно забывая о мирной-праздничной цели своего
весёлого прихода.
«гусаря» Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали
обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.
Огородники в этот день вырывали в полях репу, обрезали ботву
и корень. Говорили: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы».
Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, делали
репной квас, варили кашу. Земледельческий год в прошлом замыкал
репорез. Похлебки и каши, заправка мясных и рыбных блюд, начинка
пирогов и соусы, – куда без репы на Руси да в посты? Раньше
вместо картошки занимала большие площади.
Поговорки и приметы
Гуси летят в отлёт. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат. Высоко
летят – к дружному, высокому половодью, низко – к малой вешней
воде. Гусь стоит на одной ноге – к морозу; полощется в воде
– к теплу; нос под крыло прячет – к ранней зиме. Если перелётные
гуси часто садились на землю, если ещё не спешили с отлетом
скворцы – ожидалась осень сухой и тёплой. у. Пришли Никиты-гусари,
гусей смотри. До Никиты-гусятника гусь жиру нагуливает, после
Никиты прогуливает. Всё – гусь: были бы перья; чайка – гусь
и ворона – гусь (говорили на ярмарке, сбивая цену). Гусей перебьём
– все дыры (в хозяйстве) позаткнём! За курочку гуська отдаст
(продешевит). Одним гусём поля не вытопчешь.
Земледельческий год в прошлом замыкал репорез. Видно мужика
на репе, знать, подошли репорезы. Не дремли, баба, на репорезов
день. Дергают репу, обрезают ботву и корень. Поел бы репки,
да зубы редки. Репа брюху не укрепа. Проще пареной репы ничего
нет. Горох да репа – завидное дело: кто идет, всяк урвёт.
Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Интернет-журнал
«В мире животных» – Народные приметы;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы;
«Народная
Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995 |
|