|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > грязниха
|
ГРЯЗНИХА, ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА – 14 ОКТЯБРЯ
|
|
|
|
Макошь прядёт нить судьбы |
|
Грязниха, Трепальница, Порошиха, День Макоши,
Прасковья-грязниха, Параскева-Льняниха, Неделя Макоши (14-28.10),
Святая Параскева, Параскева-Пятница.
На момент введения Юлианского календаря: 14 октября
Дата по календарю XVI века: 14 октября
Дата по старому стилю: 14 октября
Дата по новому стилю: 27 октября
Этот день отмечался неустойчивой погодой: слякоть, пороша, грязь. «На Грязниху не бывает сухо». Ещё одно название этому
дню – Параскева Трепальница – лён треплют.
Святая Параскева почитается христианами как исцеляющая страждущих
от ран, больных проказой, обуреваемых страстями. На Руси святую
Параскеву почитали и как покровительницу торговли, так как торговым
днем была пятница.
Сорок лет – бабий век. Отошло бабье лето, отходит и бабья красота.
Напоследок, чтобы хоть чуть хлебнуть счастья, Параскеве кланяются
бабы: «Прасковье – бабы доля, не обойди мой дом, мое житье
погляди, справно ля, крепко ли?» До солнца накрывала баба
стол. Возьмет льна пук, порастрясет на столе, а после в холст
вденет: постелет холстину на нетрепленую льнянину. Вот будто
бы и ее житье таково: еще не поотрепалось, лишь головки у стелища
льняного пообиты. Так это и вовек так: дети повыросли, кто уж
и от матери отделился, своим домом жить прино-ровился. А у матери
одна скрытая боль, заповедная: «Одинешенькой худо и в печи
уголья поворошить, не то что жить».
Посреди стола на постланную холстину ставила баба чугун, в котором
сварилась картошка. Давала сперва поостынуть чугуну. Хлеб ставила
баба и соль. Принималась тесто раскатывать, печь окутывать.
Пекли по деревне в этот день пироги: и капустники, и рыбники,
и сладкие пироги, с малиной запаренной, в меду. И когда пироги-то
из печи баба вынет, их маслом коровьим по краям смажет, полотенцем
укроет, чтобы смякли, не упустили дух печной, тогда-то и сымает
баба чугун со стола. И глядит: что за черты остались на холстине?
Жизненный круг прежде всего чернел. Не разомкнут ли он? Тверда
ли черта? Поначалу об этом думала баба. А после вглядывалась
в изображение на круге, в черты всякие. Как в зеркало, в тот
круг будто дохнула жизнь и оставила странные приметы будущего,
далекие картины. Доля бабья не сладкой была. И в Прасковье-грязнихе,
льнянице видела баба пособницу.
Сама Параскева виделась деревенским жителям в великоватом жакете,
подвязанном куделью, обремененной крестьянскими заботами. И
лишь голубой платок мог пламенем голубым вспыхнуть. Согнутая
над жнивьем, подбирающая колоски, мнущая лен – будто была она
тут, среди деревенских баб. Нет-нет да и поднимали они глаза
от работы, смотрели: не прядет ли рядом льняница? А то и поодаль,
на луговине, внезапно встанет статное, в голубом платке видение.
И губы бабьи скорехонько вымалвливают о желанном: о любви, о
здравых дитятках, о достатке.
Коли какой стук по ночам в бабьем куту слышен, то надобно, обходя
с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково сказать:
«Шум-шумок, ты чего спохватился? Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости – стучи, коль на горе – молчи! Приходи вчера!»
Поговорки и приметы
На Грязниху не бывает сухо. На Грязниху большая грязь четыре
седъмицы (недели) до зимы. На Грязниху грязь – четыре смены
до зимы. Если в этот день грязь на дорогах, то до установления
настоящей зимы остаётся ещё четыре недели.
Источники:
Интернет-журнал
«В мире животных» – Народные приметы;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Обереги
Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992
|
|