|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > день
макоши-пятницы
|
ЛЬНЯНИЦА, ДЕНЬ МАКОШИ, ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА – 28 ОКТЯБРЯ
|
|
|
|
Макошь прядёт нить судьбы |
|
Льняница, Льняные смотрины, Бабья заступница,
Параскева-Пятница, «Пяцёнка» (белорус.), Пятина, Петна,
Великая мать всего живого, Мать – сыра Земля, День
Макоши, «Макоша» (белорус.), Неделя Макоши (14-28.10),
Параскева-Льняница, Прасковьи-льняницы, Ненила-Льняница.
На момент введения Юлианского календаря: 28 октября
Дата по календарю XVI века: 28 октября
Дата по старому стилю: 28 октября
Дата по новому стилю: 10 ноября
Дата вероятно устанавлена по лунному (пятничному) календарю.
14 и 28 октября по ст. стилю (27 октября и 10 ноября по н. ст.)
– даты христианской святой Параскевы, которая заслонила архаичный
культ Макоши. Если 14-го октября – день святой Параскевые приходится
в пятницу, то она зовётся Параскевой-Пятницею. Большим почётом
у женщин пользовалась пятничная неделя: с последней пятницы
октября до первой пятницы ноября по ст. стилю.
В народных верованиях Макошь-Пятница предстает перед нами как
богиня-пряха, которая прядёт нить судьбы, подательница благ
и плодородия. Макошь связана с водой; она покровительствует
святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие
родники». Её день – пятница. Макоше посвящают первый сжатый
сноп. Ма-кошь – «мать хорошего урожая», «мать
счастья». Пятница представляется в виде высокой, худой
женщины с длинными распущенными волосами.
По народному убеждению, от Пятницы зависят обильные роды земли;
её молили об отвращении засухи, проливных дождей, неурожаев;
в дар ей приносили земные плоды. При начале жатвы в Калужской
губ. одна из старух, известная легкостью своей руки, выходит
ночью в поле, нажинает сноп, связывает его и до трёх раз то
кладет, то ставит на землю, причитывая: «Пятница-Параскева
матушка! помоги рабам божиим (таким-то) без скорби и болезни
окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы, еретика
и еретицы». Затем, взявши сноп, она старается пройти до
двора никем не замеченною. Во время падежей, моровой язвы и
других бедствий служат св. Пятнице общественные молебны; в народе
даже ходят суеверные молитвы, сочиненные в ее честь; написанные
на клочке бумаги, они носятся на шее от недугов или привязываются
к голове больного. При совершении различных церковных обрядов
прежде выносили икону св. Параскевы, убранную лентами, монистами,
цветами и душистыми травами: эти цветы и травы оставались в
церкви, и отвар их давали пить безнадежно больным, как вернейшее
средство к исцелению. Кто соблюдает пятницы, к тому, по общему
поверью, не пристанет лихорадка
По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит
на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам
в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе
хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придет ночью
и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб,
вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице.
У славян считается покровительницей женского начала, защитницей
женщин и девушек. Издревле её просили дать лёгкие роды и здоровых
детей. Макошь считалась, кроме всего указанного выше, и покровительницей
торговли. Торговым, базарным днём на Руси с незапамятных времен
была пятница. Об уважении к Макоши свидетельствует и специальный «пятничный календарь», в котором указаны двенадцать
праздничных пятниц и особая пятничная неделя.
28-го октября (по ст. стилю), когда чтится память св. Параскевы,
поселяне кладут под её икону разные плоды и хранят их до следующего
года. В этот день крестьянки мнут новый лён и приносят «первину»
в церковь (на капище). С Параскевой связывают оберег-верёвочку,
сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье.
В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань,
стирать, а так же купаться и купать детей. Считается, что Пятница
может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать
полотно или спутать нитки на веретене.
|
|
Узор Макоши со всадницами.
Севернорусская вышивка. Источник |
|
Этот период является началом нового цикла деревенских
женских работ: тяжёлая страда позади. Хлеб убран, лён надерган,
вымочен и оттрёпан (на это уходит октябрь-«паздерник»); с Михайлова
дня (8 ноября по ст. стилю), по народным приметам, часто начинается
первопуток, устойчивый санный путь, и одновременно начинаются
долгие зимние посиделки – коллективное прядение льна и шерсти.
Во время посиделок поются песни, рассказываются сказки, разгадываются
мудрёные загадки, которые девушки загадывают парням; иногда
работа перемежается играми и танцами. Две главные пятницы стоят
у начала этого интересного и весёлого сезона, они как бы открывают
его. Празднества начинаются тканьём «обыденной пелены», т. е.
вытканной в один день, в честь 9-й пятницы. Девушки коллективно
проделывают в один этот день весь годичный цикл работ: теребят
лён, прядут, ткут, белят. Это как бы эпиграф ко всему зимнему
сезону. Второй темой октябрьско-ноябрьских празднеств выступают
сватовство и замужество.
В Вологодской губернии девятой пятнице (т. е. на икону Покрова
пресв. Богородицы) взрослые девицы строят «обыденную пелену»:
собравшись вместе, они теребят лен, прядут, ткут – и оканчивают
работу в одни сутки. Девицы, желающие выйти замуж, обращаются
с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой
меня (или: пошли женишка) поскорея!»
Во время пятничной недели на день Кузьмы и Демьяна (1 ноября
по ст. стилю) устраивается братчина. Организуют «ссыпку»
девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем
здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют «куриным
праздником», «курьими именинами».
На Руси святой Параскеве-Пятнице посвящались в году 12 пятниц,
которые следовало помнить и соблюдать, каждая имела своё значение.
Вот, что известно о древних пятничных праздниках.
По С.
Максимову. Даты указаны по старому стилю.
1-я пятница – первая неделя великого поста (после Масленицы);
2-я пятница – перед Благовещением (до 25 марта);
3-я пятница – страстная пятница (перед пасхой);
4-я пятница – перед Вознесением (пасхальная шкала);
5-я пятница – перед Духовым днём (на Зелёные святки);
6-я пятница – перед днём Ивана Купалы (до 24 июня);
7-я пятница – перед Ильиным днём (до 20 июля);
8-я пятница – перед Успеньем (до 15 августа);
9-я пятница – перед днём Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я, главная пятница – перед Михайловым днём (до 8 ноября);
11-я пятница – перед Рождеством (до 25 декабря);
12-я пятница – перед Богоявлением (до 6 января).
«Десятая пятница считается самой старшей; вместе с девятой пятницей
она приносит молитвы богу прежде всех других пятниц...»
Указана ли здесь нумерация по жёсткому порядку (с присвоением
нумерации праздникам)? Упоминание З. Иваницкой о том, что «в
Червоной Руси, на Западной Украине, праздновали Рахманский Великдень
и помнили, что этот праздник должен приходиться на Десятую или
Девятую Пятницу» говорит не в пользу предположения. Рахманский
день наступал через 25 дней после Пасхи (на Преполовение). Более
вероятно, что в народных списках на первом месте ставили первую
по важности.
По А.
Афанасьеву. Даты указаны по старому и новому стилю.
Особенно же уважаются в народе издревле двенадцать пятниц, которые
бывают перед большими праздниками:
а) перед Благовещеньем (25 марта / 7 апреля),
b) первая и с) десятая после Воскресения Христова,
d) перед Троицею,
е) Успением Богородицы (15 / 28 августа),
f) Ильиным днем (до 20 июля / 2 августа),
g) праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа
/ 11 сентября),
h) Воздвиженьем (до 14 / 27 сентября),
i) Покровом (1 / 14 октября),
k) Введением во храм пресв. Богородицы (21 ноября / 4 декабря),
l) Рождеством (25 декабря / 7 января),
m) Крещением (6 / 19 января).
До сих пор хранят и переписывают старинное сказание о двенадцати
пятницах, почитаемое раскольниками (старообрядцами) наравне
с свящ. писанием. На Baгe в прежнее время ежегодно праздновали
пяток первой недели великого поста у часовни, куда совершался
для этого крестный ход. Во время неурожаев, засухи и сильных
дождей, вредных для посевов, а равно по случаю скотского падежа
и появления червей – были празднуемы «обетные» пятницы; в XVI
веке писались в таких случаях целым миром заповедные записи.
Так крестьяне Тавренской волости (в 1590—1598 гг.) сговорились
промеж себя и учинили заповедь на три года, чтобы «в пятницу
ни толчи, ни молоти, ни камения не жечи»; а кто заповедь порушит,
на том поправить 8 алтын и 2 деньги. Константинопольский патриарх
окружною грамотою 1589 года к литовско-русским епископам запрещал
праздновать день пятницы наравне с воскресеньем.
По А.Борисовскому.
Даты указаны по старому и новому стилю.
1-я пятница. «На 1-неделе великого поста: кто сию пятницу постится,
тот человек от напрасного смертного убийства сохранен будет».
2-я пятница (до 25 марта / 7 апреля). «Пред днем благовещения
пресвятой Богородицы: кто сию пятницу постится, тот человек
от потопления на реках сохранен будет».
3-я пятница. «На страстной неделе: кто сию пятницу постится,
тот человек от неприятелей и разбойников сохранен будет».
4-я пятница. «Пред днем вознесения господня: кто сию пятницу
постится, тот человек от нападения вражия сохранен будет и бесовские
силы»
5-я пятница. «Пред днем сошествия Святого Духа: кто сию пятницу
постится, тот человек от страхования бесовскаго во дни и нощи,
и в пути от всех злых сохранен будет».
6-я пятница (до 24 июня / 7 июля). «Прежде рождества Иоанна
Предтеча: кто сию пятницу постится, тот человек от великого
недостатка и от скудости сохранен будет».
7-пятница (до 20 июля / 2 августа). «Прежде пророка Ильи: кто
сию пятницу постится, тот человек от грому и молнии сохранён
будет».
8-я пятница (до 15 / 28 августа). «Прежде успения пресвятой
Богородицы: кто сию пятницу постится, тот человек избавлен будет
от удушения трясавицы и чародеев».
9-я пятница (до 14 / 27 сентября). «Пред днем воздвижения честнаго
и животворящаго креста господня: кто сию пятницу постится, тот
человек во время исхода души своей не устрашится на мытарствах
бесовских сил».
10-я пятница (до 8 / 21 ноября). «Прежде архангела Михаила:
кто сию пятницу постится, тот человек и имя его напишется на
престоле у пресвятой Богородицы».
11-я пятница (до 25 декабря / 7 января). «Пред рождеством Христовым:
кто сию пятницу постится, тот человек при смерти узрит пресвятую
Богородицу».
12-я пятница (до 6 / 19 января). «Пред богоявлением господним:
кто сию пятницу постится, того человека имя записано будет у
самого Иисуса Христа в животных книгах».
Источник – Vlada,
Деревенский форум Веселое Подворье. Даты указаны по старому
и новому стилю.
Первая пятница – после Масленицы, на первой неделе Великого
поста. Кто её почитает, тот будет избавлен от убийства.
Вторая – перед Благовещеньем (25 марта / 7 апреля), сохраняет
от дьявольских искушений.
Третья – перед Пасхой, сохраняет от неприятельской силы.
Четвертая – перед Вознесением Христовым, упасает от водяного
потопления.
Пятая – перед Троицей, избавляет от трясучих болезней.
Шестая – перед Ильиным днём (20 июля / 2 августа), отводит грома
(молнии).
Седьмая – перед днём Господнего Преображения (6 августа / 19
августа), в пути и в дороге охраняет от злых людей.
Восьмая – перед Успеньем Пресвятой Богородицы (15 августа /
28 августа), избавляет от нужды и печали.
Девятая – перед Иоанном Постителем (29 августа / 11 сентября),
избавляет от головной ломоты.
Десятая – перед днём Кузьмы-Демьяна (1 ноября / 14 ноября),
ограждает от судов несправедливых.
Одиннадцатая – перед Рождеством (25 декабря / 7 января), даёт
при смерти узреть Мать Пресвятую Богородицу.
Двенадцатая – перед Крещением (6 января / 19 января), кто её
соблюдает, тот будет записан в книге жизни.
Эти правила названа нашими предками малыми, а благодати от них
– великими.
По Сапиге
В. К. Даты указаны по старому и новому стилю.
В году есть 12 пятниц, которые были почитаемы, особенно среди
женщин:
пятница перед Благовещеньем (25 марта / 7апреля),
десятая после Великодня (Пасхи),
перед Зелёными Святками (Вознесением, Семиком),
перед Успением (15/28 августа),
перед Иваном постным (29 августа / 11 сентября),
перед Воздвиженьем (14 / 27 сентября),
перед Покровом (1/14 октября),
перед Введением (21 ноября / 04 декабря),
перед Рождеством (25 декабря / 7 января),
перед Богоявлением (6 / 19 января),
и две – «Великопісні» (на Великий пост ?).
Возможно одна из пятниц приходиться перед 23 апреля (Егорий
вешний) – в Сербии сохранился праздник «Биляни петак» –
пятница перед Днём св. Георгия. В этот день женщины собирают
лечебные травы на год вперёд.
Молитва от болезней (от бабы Нюры Ботвиньевой)
От чего напасть? От чёрного глаза, от серого глаза, от жёлтого
глаза, от радостного, от ненавистного, от денного, от полуденного,
от ночного, от полуночного, от часа, от получаса, от секунд,
от полсекунд.
Выйди рожа, выйди золотуха, испуг, молоденское. Выйди рожа,
выйди от крещёного, от поражённого, от молитвенного. Выйди из
жёлтой кости, выйди из красной крови, выйди из жил, из поджил,
из можжей, из суставов. Выйди ветровая, вихревая, буревая от
злого человека, от лихого, от ненавистного.
Не я тебя прогоняю, прогоняет тебя Пречистая Божья Матушка Просковея
Пятница.
Через чистое поле, за синее море, за высокие горы, за дремучие
леса, за жёлтые пески, где солнце не просвещает, где ветер не
продувает, у самую бездну, где птица не залетает. Исчезни, пропади,
тело кости не ломи. Там тебе быть, там тебе жить, тело, кости
не сушить.
Божья Матушка, Покровская Мать-богородица, покрой своим нетленным
ризом со своим крестом животворящим.
Божья Мать исцеляет, нетленным ризом покрывает.
Поговорки и приметы
Параскевия Пятница Христовым страстям причастница. В пятницу
нельзя прясть, а шить можно. Кто в пятницу много смеётся, тот
в старости много будет плакать. Мни лён доле и волокно будет
доле. На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён. На
красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Параскева Пятница
– бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее
своей заступницей». С мужем – хужа, без мужа и того хуже; а
вдовой да сиротой – хоть волком вой. Хоть за старца, лишь бы
в девках не остаться.
Источники:
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М: 1995;
Нечистая,
невѣдомая
и крестная сила, Максимов С. В. - С-Пб: 1903;
Народный
календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Приметы,
обычаи и пословицы в пяти волостях Нижегородского уезда. Священник
А.Борисовский Нижегородский статистический комитет, 1870 – http://www.trust.narod.ru;
«Українські
народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К: Т-во «Знання України»,
1993;
Календарь
Праздников, Праздники Сербии – www.calend.ru/holidays;
Информатор: Ботвиньева Анна Павловна, 1909-1991 гг.,
урожд.: с.Солдатское, Ст.-Оскольский р-н, Белгородской обл.
- с.Солдатское, 1979 г. |
|