|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > рукомесленники
|
РУКОМЕСЛЕННИКИ, КУЗЬМА-ДЕМЬЯН – 1 НОЯБРЯ*
|
|
|
|
День
Сварога – праздник мастеров, в особенности кузнецов |
|
Рукомесленники, Сварог, Сварожки, Кузьма-Демьян,
Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник
девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви»
(серб.).
Современная дата: 1 ноября
Дата по календарю XVI века: 1 ноября
Дата по старому стилю: 1 ноября
Дата по новому стилю: 14 ноября
Сварог, принявший в христианстве образ Кузьмы и Демьяна, – кузнец,
покровитель ремёсел, брака и домашней птицы.
Сварог был богом неба, огня и воздушной стихии, от него зависело
движение «соков» «крови» в земле, т. е.
появление побегов растений и проявление жил и руд металлов.
Поэтому считалось, что металлург-кузнец мог не только выковать
меч или плуг, но и врачевать болезни, отгонять нечистую силу,
ворожить и даже “сковать сватьбу крепкую”.
Древнерусский книжник сохранил для нас в летописной статье 1114
г. древний миф о Свароге и его сыне Даждьбоге-Солнце. В этом
мифе Сварог правит на земле как вождь-старейшина. Люди тогда
не знали ни брака, ни металла, сражались камнями и палицами.
Но при Свароге с неба упали клещи, и люди стали ковать оружие.
Сварог «устави единому мужю едину жену имети и жене за
един мужь посагати».
Землю сковывает от хляби мороз. Чтобы люди могли пережить тяжёлое
время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Потому особо
чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев.
В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен
был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой,
женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами.
Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди
рассылали кур в подарки родным. В селах женщины приходили с
курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житье». Боярыня отдаривала крестьянок
лентами на убрусник. Такие «челобитные куры» содержались
в почёте: их кормили овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца,
сносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих
желчной болезнью. В Ярославской губернии в этот день в деревнях
убивали кочета в овинах. Старший в доме выбирал петуха и сам
отрубал ему голову топором. Ноги кочетиные бросали на избы для
того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.
В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников.
Девушки широко отмечали “кузьминки”. На три дня снимали загодя
избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, ходили
по домам, собирали продукты к ужину и сообща варили пиво. При
том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. “Ссыпчины”
эти устраивали преимущественно для себя, но к вечеру приглашали
парней, и тогда начиналось веселье – совместные игры молодежи,
ухаживания и “жениханье”. Непременно звучали песни и разыгрывались
так называемые «поцелуйные» игры.
Одним из основных блюд кузьминских вечеринок была куриная лапша
и другие блюда из курятины; обязательным блюдом была также каша.
Святых Кузьму и Демьяна называли “курятниками” и “куриными богами”
(ср. Куриный бог), а день их памяти – “кочетятником”, “курячьим
праздником” и “курячьими именинами”. В курятниках служили молебны,
и священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день
резали кур – приносили жертву святым покровителям: от этого
в течение года в хозяйстве будет вестись птица. Трапезу начинали
обычно молитвой: “Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи,
чтобы писклятки водились”. За обедом старались не ломать куриных
костей, иначе на следующий год цыплята родились бы уродливыми.
В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка
на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала
всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения
на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях
варили козьмодемьянское пиво для честных гостей.
В Ярославской губернии на Кузьминки обращались к дворовому,
присматривающему за домашним скотом. Если в чьём дворе заводился
лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело,
садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по
двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори
двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый
должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением
отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто
бы лихой домовой сбегал с двора.
Гальковский Н.М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда
крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам. Вероятно в это
время отмечали большой праздник, сходный с рождественской Колядой.
Можно предположить, что это происходило накануне Больших Осенин
(26 октября) или Кузьмы-Демьяна, ведь «Кузьминки – об осени
поминки, встреча зимы».
Древняя легенда
Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как
мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый
плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его
придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах
жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и
Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно
посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся
люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел,
гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя
и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался
y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях
дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную
дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей
пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за
язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина
– нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше
переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону
брать людей – бери только своих». Запpяг его в выкованный
им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную
боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где
они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть
и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел
пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.
Самайн, Хэллоуин, канун Дня всех святых
У кельтов накануне (c 31 октября на 1 ноября) наступала Зима-Самайн
и открывала год. Самайн – ночь духов, главный праздник в году.
На Самайн принято было поминать умерших близких. У скандинавов
и других северных народов в канун 1 ноября начинался праздник
Хэллоуин. Считалось, что души добрых людей после смерти уносятся
добрыми духами в рай, а души злых людей остаются бродить в поднебесье,
беспокоя живых и потому нуждаются в задабривании хотя бы один
раз в год. У католиков 1 ноября – День всех святых.
Поговорки и приметы
Кузьминки – об осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Невелика
у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные
цепи куются. Кузьма-Демьян – кузнец, кует лёд на земле и на
воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать
реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт
Кузьма-Демьян – до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян
– кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян
с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало
зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил (8 ноября) раскует
(оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то
на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве
– через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой
разлив. У кузнеца – что стукнул, то гривна.
Кузьма-Демьян – куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян – куриный
Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На
Козьмодемьяна курицу – на стол, цыпленка – попу.
_________________
*) Кузьминки выпадают на сороковой день (примерно) после праздника
осеннего равноденствия. На сороковые дни приходятся поворотные
даты после солнцестояний. На 40-й день после Спиридона-Солнцеворота
(25 декабря), праздник зимнего солнцестояния – Сретенье (2 февраля),
первая встреча весны; на 41-й день после Кирила-солноворота
(22 июня), праздник летнего солнцестояния – Первый спас (1 августа),
первая встреча осени. На 41-й день после Сóроков (22
марта), праздника весеннего равноденствия – Еремей-запрягальник
(1 мая), первая встреча лета или пролетья; на 39-й день после
Федóры (24 сентября), праздника осеннего равноденствия
– Кузьма-Демьян, первая встреча зимы.
Разница в один-два дня возможно возникла в результате неоднократных
подвижек дат равноденствий из-за неточности юлианского календаря.
С момента первого введения латинского (новый год с 1 марта),
а затем византийского (новый год с 1 сентября) календарей на
Руси в IX-XI веках все даты относительно астрономических смещались
6...8 раз, в зависимости от времени введения христианского летоисчисления
в данной местности. Поэтому христинский календарь, не связанный
с астрономическими и природными явлениями называли «книжным»,
а старый русский календарь – «небесным». Другой причиной
могло быть смещение русских праздников христианскими, например
если это были соседние даты, то со временем осталась христианская
дата, на которую переместились и народные русские обряды.
Современные дни равноденствий и солнцестояний
из Википедии:
20-21 марта – весеннее равноденствие;
20-21 июня – летнее солнцестояние;
22-23 сентября – осеннее равноденствие;
21-22 декабря – зимнее солнцестояние.
Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»; «Борьба
христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский
Н.М., - М.: 2000;
Srpski
narodni kalendar, Википедија – http://sr.wikipedia.org/sr-el/Српски_народни_календар;
Хэллоуин
- канун Дня всех святых (Самайн) – http://www.calend.ru/holidays |
|