Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > рукомесленники 
РУКОМЕСЛЕННИКИ, КУЗЬМА-ДЕМЬЯН – 1 НОЯБРЯ*
 
День Сварога – праздник мастеров, в особенности кузнецов  
Рукомесленники, Сварог, Сварожки, Кузьма-Демьян, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

Современная дата: 1 ноября
Дата по календарю XVI века: 1 ноября
Дата по старому стилю: 1 ноября
Дата по новому стилю: 14 ноября


Сварог, принявший в христианстве образ Кузьмы и Демьяна, – кузнец, покровитель ремёсел, брака и домашней птицы.

Сварог был богом неба, огня и воздушной стихии, от него зависело движение «соков» «крови» в земле, т. е. появление побегов растений и проявление жил и руд металлов. Поэтому считалось, что металлург-кузнец мог не только выковать меч или плуг, но и врачевать болезни, отгонять нечистую силу, ворожить и даже “сковать сватьбу крепкую”.

Древнерусский книжник сохранил для нас в летописной статье 1114 г. древний миф о Свароге и его сыне Даждьбоге-Солнце. В этом мифе Сварог правит на земле как вождь-старейшина. Люди тогда не знали ни брака, ни металла, сражались камнями и палицами. Но при Свароге с неба упали клещи, и люди стали ковать оружие. Сварог «устави единому мужю едину жену имети и жене за един мужь посагати».

Землю сковывает от хляби мороз. Чтобы люди могли пережить тяжёлое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла. Потому особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев.

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житье». Боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник. Такие «челобитные куры» содержались в почёте: их кормили овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, сносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчной болезнью. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали кочета в овинах. Старший в доме выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги кочетиные бросали на избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна относился к числу девичьих праздников. Девушки широко отмечали “кузьминки”. На три дня снимали загодя избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, ходили по домам, собирали продукты к ужину и сообща варили пиво. При том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. “Ссыпчины” эти устраивали преимущественно для себя, но к вечеру приглашали парней, и тогда начиналось веселье – совместные игры молодежи, ухаживания и “жениханье”. Непременно звучали песни и разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Одним из основных блюд кузьминских вечеринок была куриная лапша и другие блюда из курятины; обязательным блюдом была также каша. Святых Кузьму и Демьяна называли “курятниками” и “куриными богами” (ср. Куриный бог), а день их памяти – “кочетятником”, “курячьим праздником” и “курячьими именинами”. В курятниках служили молебны, и священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур – приносили жертву святым покровителям: от этого в течение года в хозяйстве будет вестись птица. Трапезу начинали обычно молитвой: “Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились”. За обедом старались не ломать куриных костей, иначе на следующий год цыплята родились бы уродливыми.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях варили козьмодемьянское пиво для честных гостей.

В Ярославской губернии на Кузьминки обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если в чьём дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто бы лихой домовой сбегал с двора.

Гальковский Н.М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам. Вероятно в это время отмечали большой праздник, сходный с рождественской Колядой. Можно предположить, что это происходило накануне Больших Осенин (26 октября) или Кузьмы-Демьяна, ведь «Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы».

Древняя легенда
Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина – нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей – бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Самайн, Хэллоуин, канун Дня всех святых
У кельтов накануне (c 31 октября на 1 ноября) наступала Зима-Самайн и открывала год. Самайн – ночь духов, главный праздник в году. На Самайн принято было поминать умерших близких. У скандинавов и других северных народов в канун 1 ноября начинался праздник Хэллоуин. Считалось, что души добрых людей после смерти уносятся добрыми духами в рай, а души злых людей остаются бродить в поднебесье, беспокоя живых и потому нуждаются в задабривании хотя бы один раз в год. У католиков 1 ноября – День всех святых.

Поговорки и приметы
Кузьминки – об осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян – кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян – до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян – кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил (8 ноября) раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве – через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца – что стукнул, то гривна.
Кузьма-Демьян – куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу – на стол, цыпленка – попу.
_________________
*) Кузьминки выпадают на сороковой день (примерно) после праздника осеннего равноденствия. На сороковые дни приходятся поворотные даты после солнцестояний. На 40-й день после Спиридона-Солнцеворота (25 декабря), праздник зимнего солнцестояния – Сретенье (2 февраля), первая встреча весны; на 41-й день после Кирила-солноворота (22 июня), праздник летнего солнцестояния – Первый спас (1 августа), первая встреча осени. На 41-й день после Сóроков (22 марта), праздника весеннего равноденствия – Еремей-запрягальник (1 мая), первая встреча лета или пролетья; на 39-й день после Федóры (24 сентября), праздника осеннего равноденствия – Кузьма-Демьян, первая встреча зимы.
Разница в один-два дня возможно возникла в результате неоднократных подвижек дат равноденствий из-за неточности юлианского календаря. С момента первого введения латинского (новый год с 1 марта), а затем византийского (новый год с 1 сентября) календарей на Руси в IX-XI веках все даты относительно астрономических смещались 6...8 раз, в зависимости от времени введения христианского летоисчисления в данной местности. Поэтому христинский календарь, не связанный с астрономическими и природными явлениями называли «книжным», а старый русский календарь – «небесным». Другой причиной могло быть смещение русских праздников христианскими, например если это были соседние даты, то со временем осталась христианская дата, на которую переместились и народные русские обряды.
   Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
20-21 марта – весеннее равноденствие;
20-21 июня – летнее солнцестояние;
22-23 сентября – осеннее равноденствие;
21-22 декабря – зимнее солнцестояние.


Источники:
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.
;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Борьба христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский Н.М., - М.: 2000;
Srpski narodni kalendar, Википедија – http://sr.wikipedia.org/sr-el/Српски_народни_календар;
Хэллоуин - канун Дня всех святых (Самайн) – http://www.calend.ru/holidays

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz