|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > бабьи
каши
|
БАБЬИ
КАШИ, ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 26 ДЕКАРЯ |
|
|
|
С повивальными бабками
делились секретами и спрашивали совета |
|
Бабьи каши, Бабий день, День повивальных
бабок и рожениц, Празник Рода и рожаниц, День гусляра пророка
Давида, Дарий – год дарит, Праздник собора пресвятой Богородицы.
На момент введения Юлианского календаря: 26 декабря
Дата по календарю XVI века: 26 декабря
Дата по старому стилю: 26 декабря
Дата по новому стилю: 8 января
Современная дата: 23 декабря
В этот день почитали повивальных бабок. Женщины, имеющие детей,
приносили подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины.
Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось
в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила
с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят,
разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама
повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь
женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц.
В этот день стригли первые волосы детям, а в память умерших
ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.
Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины
не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была
она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала
своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала
роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым
словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу,
то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой
бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.
В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано
утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3
лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания
рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко
с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной
бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает
в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно
– всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха
старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы
ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей
стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки,
а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на
руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной
и белой).
А ещё, не в столь далёкие времена, матушка собирала ребятишек
ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном – на долгий
век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный
час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду.
Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё,
чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были
заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти,
и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену,
коровку золочену!» И в ребячий короб от всякого дома выносили
и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему
обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка,
подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай – не ломай! Отломишь немножко
– будет Ермошка. Отломишь горбушку – будет Андрюшка. А подашь
середину – быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой
славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между
собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали
друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее
чудесное время.
В этот день обращались за помощью к пророку Давиду – музыканту
и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивает
у него защиты от лютых зверей, от разбойников, считая, что святой
псалмопевец своим пением и игрою на гуслях может невидимо утишить
этих врагов. Какой чудодейственной силой обладали гусли в руках
истинного бояна, рассказали высоким языком эпической поэзии
наши сказители, сделав гуслярами двух былинных героев – Добрыню
и Садко.
Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр.
М.Забелиным» - М.: 1880. Репринт 1990;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
|
|