|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> степановы труды
|
СТЕПАНОВЫ
ТРУДЫ, ВОЖДЕНИЕ МЕДВЕДЯ – 27 ДЕКАБРЯ |
|
|
|
День лошадей и найма пастухов |
|
Степановы труды, Стефанов день, Святой
Степан, «Ваджэнне мядзведзя» (белорус.), «Бабiны» (белорус.).
На момент введения Юлианского календаря: 27 декабря
Дата по календарю XVI века: 27 декабря
Дата по старому стилю: 27 декабря
Дата по новому стилю: 9 января
Современная дата: 24 декабря
Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытёсывал
колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы
не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и
потому надо было от неё защищаться.
Стефан (заменил Велеса) считается покровителем домашнего скота,
особенно лошадей. На Стефанов день поят лошадей через серебро,
чтобы не болели и были добрыми – «на могутность, на резвый ход
весной в борозде с сохой-бороной». В деревне мальчишки носят
по домам охапки сена, оставляя в каждом доме клочок для коровы,
а хозяева их угощают.
Начинались молодежные вечеринки. Во время Святок – несмотря
на запрещения православной церкви – в России было принято колядовать
– рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих,
поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить, петь песни.
В этот день девушки «хоронили» свою грусть-печаль. Для этого
в заранее подготовленном месте устанавливали «чашу пагубную»,
и девушки, подходя по очереди, сливали в неё воду, точно смывали
тоску с сердца.
На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха
и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой: хмельные
напитки за счёт пастуха, а еду приносили наниматели. Наём пастуха
был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании
всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация,
а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением
пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря
которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим-хозяином
леса или с его детьми.
В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали
без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живёт с пастухами,
которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо
и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно
весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и,
прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно
является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту,
а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается
и левую ногу закидывает на правую».
Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь,
что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.
Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе
музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как
только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на
один сезон, так что всякую весну инструменты делались заново.
Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами,
на которых исполнялось несколько «выигрышей» – выгон стада,
сбор, перекличка пастухов между собой и т.д., однако помимо
такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая
сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому
не разрешалось трогать пастуший инструмент.
Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать»
пасть зверя, «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает
его магические свойства, способствует передаче скоту текста
заговора и тем самым достижению нужного результата.
Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок,
особенно если он был заговорен колдуном. Батожок изготовляли
из рябины, на нём делали зарубки по количеству ног скота в стаде,
от него зависел удой. В день первого выгона скота пастух всегда
держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище
и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы
пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным
от запретов.
Поговорки и приметы
Степан колья тешет. Пастух рад лету, а сир привету. В пастухи
наймёмся – вся деревня в долгу. Пришел Стефан – на нём красный
жупан (морозный день). В этот день по всем углам двора ставили
осиновые колья – чтобы ведьмы не могли подойти.
Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Кароткі каляндар
свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору
БДУ
|
|