Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > степановы труды 
СТЕПАНОВЫ ТРУДЫ, ВОЖДЕНИЕ МЕДВЕДЯ – 27 ДЕКАБРЯ
 
День лошадей и найма пастухов  
Степановы труды, Стефанов день, Святой Степан, «Ваджэнне мядзведзя» (белорус.), «Бабiны» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 27 декабря
Дата по календарю XVI века: 27 декабря
Дата по старому стилю: 27 декабря
Дата по новому стилю: 9 января
Современная дата: 24 декабря


Об этом дне говорили: «Степан колья тешет». Хозяин вытёсывал колья и ставил по углам двора и в курином закуте, чтобы ведьмы не смогли к избе подойти. Во время Святок нечисть шалила, и потому надо было от неё защищаться.

Стефан (заменил Велеса) считается покровителем домашнего скота, особенно лошадей. На Стефанов день поят лошадей через серебро, чтобы не болели и были добрыми – «на могутность, на резвый ход весной в борозде с сохой-бороной». В деревне мальчишки носят по домам охапки сена, оставляя в каждом доме клочок для коровы, а хозяева их угощают.

Начинались молодежные вечеринки. Во время Святок – несмотря на запрещения православной церкви – в России было принято колядовать – рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить, петь песни.

В этот день девушки «хоронили» свою грусть-печаль. Для этого в заранее подготовленном месте устанавливали «чашу пагубную», и девушки, подходя по очереди, сливали в неё воду, точно смывали тоску с сердца.

На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой: хмельные напитки за счёт пастуха, а еду приносили наниматели. Наём пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим-хозяином леса или с его детьми.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живёт с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».

Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну инструменты делались заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» – выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т.д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.

Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.

Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. Батожок изготовляли из рябины, на нём делали зарубки по количеству ног скота в стаде, от него зависел удой. В день первого выгона скота пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов.

Поговорки и приметы
Степан колья тешет. Пастух рад лету, а сир привету. В пастухи наймёмся – вся деревня в долгу. Пришел Стефан – на нём красный жупан (морозный день). В этот день по всем углам двора ставили осиновые колья – чтобы ведьмы не могли подойти.


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz