Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > позимный 
ПОЗИМНЫЙ, АЛЕКСЕЙ – ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ – 17 МАРТА
 
С Алексея снег тает от земли, а лёд – от воды  
Позимный, Солногрей, С гор потоки, Из сугроба кувшин пролей, Водотёк, Алексей – человек Божий, Олексий, «день Теплого Олексія» (укр.), «Дзень рыбалова» (белорус.).

Современная дата: 17 марта (30 марта ?)
Дата по календарю XVI века: 17 марта
Дата по старому стилю: 17 марта
Дата по новому стилю: 30 марта


В этот день местами не работают. Устраивают проводы зимы с угощением жёниной родни. Полагается пить праздничное питьё – медово-берёзовый взвар. Готовят его так: берёзовый сок (6 частей) смешивали с мёдом (1 часть) и в течение 2-4 часов томят в печи. Потом остужают и разливают по кувшинам.

На Украине в этот день закликают весну.

Окончательно портится санный путь. В этот день нельзя садиться в сани, а то прокатят они тебя мимо желаний. Так говорили старые люди, выкатывая телегу во двор. На Алексея-солногрея выверни оглобли из саней, на поветь подними сани.

Проливает он Алексей, окатывает вешней влагой и пригорок, и берёзу, и всякий куст. Сводит он зиму на нет. Жаворонок прилетел – тепло принёс, зяблик – стужу посадил мужику на нос. Опускают пряжу в воду для белизны и прочности.

После дня теплого Алексея в южных губерниях начинают сеять овёс и ячмень. В Белоруссии рыболовы должны были на Алексея – своего опекуна – напрясть ниток и сплести из них бродник или какую-нубудь иную сетку. Существовало предание, что такая «прылада», сделанная за один день, будет ловить много рыбы.

На Севере воспевали странники хожалые о св. Олексии:

  Лико его пишут на иконы,
Житие Олексиево во книгах.
Кто Олексия воспоминает
Во всяк день его, света, на молитвах,
Тот избавлен будет от вечныя муки,
Доставлен в небесное царство...

Звонкие весенние ручьи, тепло предапрельского солнышка особенно радовали ребятишек. Большую часть времени они уже проводили на улице, затевая разные игры. Одна из них – «Родничок». Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывая впереди стоящего руками за пояс, и поют «Разлился ручеек». Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону, при этом мешая друг другу, придерживая, стараясь столкнуть в воду. Тот из ребят, кто коснется воды, из игры выбывает.

Поговорки и приметы
Алексей – человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит. Придёт Алексей, человек Божий, брось сани на поветь. На Алексея сани покинь, телегу подвинь. Пришёл Алексей – выверни оглобли из саней. На Алексея зима потеет (белорус.). Сверху печёт, снизу течёт. Алексей с теплом – весь год с добром. Каковы ручьи, таковы и поймы (вешний разлив). Алексей пришёл – ледок поколол. С Алексея снег тает от земли, а лёд – от воды. С гор снеговая вода – на богат укос. Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались снега разом – быть плохим кормам. На Алексея Тёплого доставай ульи. Если в этот день тепло, то и весна будет тёплой. Снег скоро тает и вода бежит дружно – жди мокрого лета. Рыба со стану (с зимовья) трогается и трется под берегами на Алексея.
Прилёт скворцов. На берёзе грачи, возле дублянок – скворцы. Если разрыв между появлением скворцов-разведчиков и массовым прилётом стай минимальный – до суток, то весна ожидается дружной (и наоборот). Исчезли скворцы – жди непогоду. Жаворонок прилетел – тепло принёс, зяблик – стужу посадил мужику на нос. Прилетела трясогузка –- вскоре вскроются реки. Дикие гуси приносят на крыльях настоящую весну. Гуси летят высоко – жди снега.
По обилию сережек на орешнике можно судить о будущем урожае орехов.
Как только лещина украсится сережками, земля больше не будет промерзать – можно сеять редис и мак, ноготки и васильки. День гусиных боев, спускают гусаков. После дня теплого Алексея в южных губерниях начинают сеять овес и ячмень.


Источники:
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993;
Месяцеслов, Комплексная работа с текстом, Рухленко Н.М. - http://rus.1september.ru/2004/02/5.htm

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz