Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > соловьиный праздник  
СОЛОВЬИНЫЙ ПРАЗДНИК, БОРИС И ГЛЕБ – 2 МАЯ (НОЧЬ С 1 НА 2 МАЯ)
 
Жива – Славянская богиня весны  
Соловьиный праздник, Соловьиный день, «Солов’їний Великдень» (укр.), Свистозарник, Свистуньи, Свистопляски, День кукушек, Праздник первых ростков, Всходы, Вьюны, Живин день, Борис и Глеб – сеятели, Борис Хлебник, Боришь-день, Барышник, «Барыс Кажалуп» (белорус.), Афанасий тёплый, Зелёные святки.

На момент введения Юлианского календаря: 2 мая
Дата по календарю XVI века: 2 мая
Дата по старому стилю: 2 мая
Дата по новому стилю: 15 мая.


Борис – соловьиный день, день кукушек. С этого дня в средней полосе России соловьи запевают. Третья и последняя встреча пролетья. В ночь на этот день начинается праздник – Соловьиный праздник. В этот день во многих деревнях устраивали поминание всех усопших – в православном храме и на кладбище.

Ночью накануне разжигают костёр «до неба». Материал для костра: во-первых, это солома, мякина, обмолоченные снопы, а во-вторых, – всевозможный мусор со дворов, всякое старьё, хлам, старые мётлы. Костёр должен быть большим, видимым издалека, так как считается, чем большую площадь озарит его пламя, тем щедрее будет солнце светить на поля. Деревенские ритуальные костры, как правило, разводились близ посёлка за околицей на высоком месте. Общей чертой всех ритуальных костров является зажигание их от «живого огня», т. е. от огня, добытого трением; в редких случаях допускается получение огня с помощью кресала – огнива и кремня. Для получения огня требовались две вертикальных стойки, на которые укладывалось поперечное бревно, нажимавшее на вертикальное бревно-веретено, приводимое в движение 12 мужчинами. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

  Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

У наших бабушек была забота – собрать в этот день на заре целительную росу с берёзовых листьев и дать испить чудесной влаги прежде всего – в доме болящим, затем кормильцу-пахарю, деткам, да и себе на здоровье. Вбирая в себя все целебные силы берёзы, жемчужная капелька наполняется за ночь необычными свойствами врачевать всевозможные недомогания, заживлять раны, исправлять слабеющее зрение.

Собранный и высушенный в этот день сбор молодых листьев берёзы очень ценился. Сама берёза способна успокаивать и утишать душевные боли. Обычай прийти к берёзе, положить на неё свою буйную голову исстари соблюдался русским человеком, он дарил возможность не спеша, не горячась подумать: как быть, как поступить, что сделать. Берёза для русского человека всегда была безмолвной советчицей.

Для рождённого в этот день берёза, что вторая мать. По обычаю, он должен посадить берёзку, оставить после себя добрую память. Но есть ещё одно сокровенное желание у рожденного в этот день. Это – на счастье и полную жизнь – в кустах или среди зеленеющих веток деревьев увидеть белого соловья. Такое выпадает, как говорят старики, раз в жизни.

Соловей не обладает особенной красотой перьев, не приметен среди весенней листвы. Он вьёт гнездо в сокровенных местах, куда ни один глаз не проникнет, куда ни одна нога не вступит, ни один хищник не сможет пролезть. Так же в своей жизни устраивает дом и рождённый в этот день. Его дом – это его крепость. Рождённый в этот день – истинный попечитель птиц: приветит и поможет птицам и ему от них будет добро. Он также обладает даром услаждать слух своим голосом под стать соловьиному. По наблюдениям наших предков, рождённый в этот день от природы наделён пылкой впечатлительностью, порой обманчивой, подводящей его в сложных житейских ситуациях. Поэт, певец, собиратель славы среди людей, оратор и умелый дипломат, он может вдохновенным словом зажигать сердца.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Поговорки и приметы
На Соловьиный день поспевает земля. Соловей-птица мала-мала, а и та знает, когда май. Не верь теплу до Духова дня. Рябина зацветает – тепла на землю прибывает. Борис и Глеб сеют хлеб. Св. Бориса и Глеба – барышдень. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом (поверье: всё, что посажено в этот день – будет хорошо расти, а что начато – в том будет успех). На св. Бориса – сам боронися (западн., барышники плутуют). Не отсеялся до Бориса – с Бориса сам боронися (иссякают благоприятные сроки). Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную. Не отсеялся до Афанаса – не поешь хлеба до Спаса. Запоёт соловей на другой день после Еремея-запрягальника, будешь с хлебцем. Поют соловьи перед Маврой (накануне 3-го мая) – и весна зацветёт дружно. Коли соловей запел, то водополью конец подоспел. Соловей поёт всю , ночь – будет солнечный день. Соловей начинает петь, когда напьётся росы с берёзового листа. Запел соловей основательно – весна пошла на убыль, а лето – на прибыль. Запел соловей, зацвела черёмуха – жди двухнедельного похолодания. Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведёшь лето. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.
Святой Борис, по мнению белорусов, «барануець, поле раўнуець», «ячмень сеець з поўнай сявенькі, з правай жменькі, кіне рэдка – дасць Бог густа». «Барыс – апякун поля і жывёлы» (белорус.).

           Сказанье о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>


Источники:
Российский Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды – http://www.ethnomuseum.ru;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Язычество Древней Руси», Рыбаков Б. А.;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6; «Поэтические воззрения славян на природу», Том 2, Афанасьев А.Н. - М., 1995

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz