Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > микула с кормом 
МИКУЛА С КОРМОМ, ТРАВНЫЙ ДЕНЬ, НИКОЛА ВЕШНИЙ – 9 МАЯ
 
В этот день первый раз выгоняют лошадей в ночное  
Микула с кормом, Травный день, Микола травный, Никола травный, Никола милостивый, Никола вешний, Никола летний, «Мікола летні» (белорус.), Никола мокрый, Никола с теплом, Никола тёплый, Никола морской, Никола-угодник.

На момент введения Юлианского календаря: 9 мая
Дата по календарю XVI века: 9 мая
Дата по старому стилю: 9 мая
Дата по новому стилю: 22 мая

День Ярилы и день памяти былинного героя Микулы Селяниновича. Николин день по значимости он сравнивался крестьянами с Пасхой и Юрьевым днём.

Никола-вешний хороводы водит, травой кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному.

На Николу вешнего крестьянин ни свет ни заря уже в поле. Угощала хозяюшка мужа своего, пахаря, труженика, никольским пирогом, от которого сила жизни прибавляется. В Белоруссии говорят: «Святой Микола по межам ходит, жито ровняет... где вымокла – там подсушит, где высохла – там подмочит». «Мікола – стары сявец, ячмень сеець... з левай ручкі засяваець, кінець рэдка – расцець метка» (белорус.).

В этот день проводят обряд «Постриги» для юношей. Первое купание.

Никола вешний считается покровителем лошадей. В этот день первый раз выгоняют лошадей в ночное. Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле. В ночном на лугах при свете костров парни справляют свой нехитрый пир: привозится пиво, закуска, жарится неизменная яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со стороны старших в этот день не полагается, и молодёжь на полной свободе водит никольские хороводы, поёт песни и пляшет до утренней зари.

Пролившийся в этот день дождь предвещал богатый урожай, но дувший ветер считался исходящим от непогребенных тел.

Интересные сведения о святом Николае приводит Павел Мельников-Печёрский.
«В лесах на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался, любимый сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный, Микула Селянинович, с его сошкой дóрога чёрна дерева, с его гужиками шёлковыми, с омежиком (Омежь – сошник, лемех – часть сохи. Присошек то же, что полица – железная лопаточка у сохи, служащая для отвалу земли.) серебряным, с присошками красна золота.
Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника, а почитанье Волоса, скотьего бога, – на святого Власия, так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого – Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу, которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом» (9 мая), другой день (10 мая) «именины Матери Сырой Земли».» По мнению автора, первоначально день посвящался Яриле.

Николин день не везде праздновался в одно и то же время.

А. Коринфский сообщает, что в Казанской губернии (в субботу) «накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы». Вероятно это относится ко дню «Микулы с кормом», который также являлся днём Ярилы по мнению П. Мельникова-Печерского.

Русская легенда о Николе и Илье
В давние времена жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет – да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идёт Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят – на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай так урожай!» – говорит Никола. – А вот посмотрим! отвечал Илья; как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать. Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «продай, – говорит, – поскорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет». Мужик послушался. Прошло ни много ни мало времени: собралась, понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: «посмотри, каково разорил я мужиково поле!» Никола-угодник в ответ ему заметил, что хлеб мужиком давно на корню продан. «Постой же, – сказал Илья, – я опять поправлю ниву, будет она вдвое лучше прежнего». Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось – стала мужикова нива поправляться; от старых корней пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю; чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнётся к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет мимо Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: «постой же, отыму я у хлеба спорынью: сколько бы ни наклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник идёт к мужику и советует ему, во время молотьбы больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить: что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и всё еще много остается; пришлось строить новые анбары.

Поговорки и приметы
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы – живи, не тужи. С Николы вешнего крепись, хоть разопнись, а с Николы зимнего – живи, не тужи. С хлеба на квас да на воду о вешнем Николе перебиваются, на зимнего заниколят – три дня опохмеляются. На Вешнего голодного Николу не до разносолу. Пришёл бы Никола, а тепло будет. До вешнего Николы не следует купаться. До вешнего Николы не должно конопель мочить в воде. В Николин день выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм. Майская роса коням лучше овса. Никола весенний лошадь откормит, осенний – на двор загонит. Вешний Никола подножный корм лошадям несёт. Никола вешний – праздник конюхов. Святой Юрий пасёт коров, а Николай коней. Городи городьбу (околицу) после Николина дня. С Николина дня «заказываются» луга (на которых нельзя пасти скот). Велика милость божья, коли в Николин день дождик польёт. В Николу как дождь – будет хлеб и рожь. Попроси Николу, он Спасу (16 августа) скажет. Не накорми о Николин день голодного – сам наголодаешься. Прохожий – человек Божий. На поле Никола общий Бог. Никола оберегает старых и малых, в лесу и на воде, в бою и в труде. Никольская неделя с ветром; выжигают нивы. Дувший в этот день ветер считался исходящим от непогребённых тел. Лягушка квачет – овёс скачет. Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою.

Семик-то Миколы-бобыля дочерь. [«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: 1998]

До Миколы не сей гречки, не стриги овечки (белорус.). Ольха зацвела – сей гречиху. Овёс и пшеницу сей, ранние – с Николина дня, поздние – с Пахомиева (15 мая. Нижег.). Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной (после этого дня могли сеять, в зависимости от погоды, гречу, и рожь яровую). Средний посев ярового – с Николы (Воронежская губ.). Картофель посади, дня не упусти. С Николы-вешнего сади картофель. После Николы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. От Николы осталось двенадцать утренников, коли не весной, так после Семён-дня (1 сентября).


Источники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Язычество древней Руси», Рыбаков Б. А. - М.: 1987;
Борьба христианства с остатками язычества в древней руси, Н.М. Гальковский - 1916;
День Рождения Дедушки Мороза – www.oracle-today.ru/forum/viewtopic.php;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. - Мн.: 1992;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч. в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая;

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz