Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > комарница 
КОМАРНИЦА, ЛУКЕРЬЯ – 13 МАЯ
 
Комара нет – овса и травы не будет  
Комарница, Лукошница, Гречкосейка, Гречишница, Лукерья.

На момент введения Юлианского календаря: 13 мая
Дата по календарю XVI века: 13 мая
Дата по старому стилю: 13 мая
Дата по новому стилю: 26 мая


День Лукерьи-комарницы в ряде центральных губерний России считался началом появления комаров. Временным пределом активности жалящих насекомых у русов обычно выступал Спасовский пост (1–14 августа). “Як прыйдзе Спас – камарам урвецца час” (белорус.), то есть закончится их время.

Комар хоть и кровоохотник, а всё же вестник доброго мая. Появились комары – жди тепла и дождя. В старину в Москве в этот день было гулянье на Девичьем поле. Появляются комары, начинается сбор лекарственных трав.

Имя комарницы, той, которой нипочем пора комариная, укусы комаров, – Лукерья. В народе её ласково прозвали Лушкой, Лукошницей. Кoгдa ни погляди, – она всё с лукошком. И на пахотной полосе, и у речной излуки, и в лесной чаще. Сама мастерица ладить лукошки. Они у неё, как отмечают старики, самые что ни на есть набиристые, счастливые. Дело это, конечно, не бабье – ладить короба да лукошки, туеса да набирушки, да, однако, – не окромя Лушки.

Короб – изготовленная из дранки, луба или бересты ёмкость, предназначенная для поклажи, сбора ягод, сока, зерна. Изготовляли короба разных размеров. Маленькие короба из бересты вручались малым детям. С ними по ягоды пойти одно удовольствие.

Лукошко – это гнутый коробок, кузовок, обечайка с донышком из дранки, лубка, бересты. Лукошко предназначалось только для сбора лесных даров. Оно могло называться ещё и набиркою, ягодницей, грибовницей, ималкою. Сколько различных чудесных слов оставили нам предки. Ласковое народное название вещей, которые служили в быту, были замечательными подарками детям, дeвушкам, женам, также сохранилось и в народном календаре.

Немало пословиц и поговорок, связанных с лукошком и коробом, сохранено в народной памяти и по сей дeнь.

  Двором жить – не лукошко шить.
Брюхо не лукошко, под лавку не сунешь.
Посеял с лукошко, так и выросло немножко.
В моей коробьи завелись воробьи.
Свое добро хоть в печь, хоть в коробейку.

Пора комариная для прочих бывает досадной. Комар покоя не даёт – вечером со двора гонит. Пастуху заботы прибывает.
Комариные тучи загоняют скотину в чащу, в воду. Так что на Лукерью приходились дни, когда скотину выгоняли пастись ни свет ни заря.

Отмечено, что у рождённой в этот день характер – под стать комариному. Бывает, так словом укусит, долго потом ещё помнится. И назойлива бывает. Но, однако, если ей в руки дело далось, да те же лукошки ладить, то она вся уходит в своё занятие. Кропотлива и усердна, глаз у неё – верен, а душа подсказывает – как прочную красоту сотворить.

Сколько забот комары ни приносят – сетовать на них крестьяне считали делом негожим. Когда комар неживой, тогда май сухой. Пыль тянется за сохой. Земля ждёт дождя. Если зерно в такую сухую землю ляжет, то скоро изнеможет, иссохнет. Тогда какой там урожай!

С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо.

Комар, по народному мнению, – весельчак, музыкант и плясун, большой любитель свадеб, на которых он и является в качестве музыканта наёмного, с каким-нибудь инструментом. Народ часто рассуждает так: «Ах, как комары кусаются больно в нынешнем году. Они злятся за то, что свадеб мало. Мало их в нынешнем году, мало и будет».

В некоторых местах первый сев ржи старались приурочить к появлению комаров.

На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в этот день, называют Гречкосейкой, так как в этот день там производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, «разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчёлам, для пташки Божией».

Предания
В народных представлениях комар считался одним из нечистых животных, включаемых в число “гадов”. Родство комара с “гадами” нашло отражение в хорватской легенде, повествующей, что насекомыми стали искры, разлетевшиеся от змеиного удара хвостом по углям. Искра от первого удара змеи, брошенной человеком на угли, попала тому на уста и стала мухой. Змея вновь ударила хвостом, и одна из искр угодила человеку в левую руку. Он придавил её правой рукой и увидел комара, которого он, как и муху, на свою беду отпустил на волю. Из последней, третьей искры, попавшей человеку в лоб, произошла блоха, после чего змея сгорела.

Соответствие змеиному происхождению комара и мухи можно видеть в украинском поверье о том, что “мошки, комарi, мухи завелись з попелу” от змея. Кирило-кожемяка, победил змея, а затем, по словам расказчика: «От же, Кирило зробив трохи й нерозумно: взяв змея – спалив, да й пустив по витру попел; то з того попелу завелась вся тая погань – мошки, комари, мухи. А як би вин узяв да закопав той попел у землю, то ничого б сёго не було на свити».

По преданию комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

Поговорки и приметы
Много комаров – готовь коробов. Много мошек – готовь лукошек. Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи. Комары толкуют – к вёдpy. Комара много – дождь завтра будет. Появились комары – пора сеять рожь. Мноro комаров – к хорошему овсу. Комара нет – овса и травы не будет. Ино от комара да в обе руки не отмашешься. И комары лошадей заедают. Комары-толкуны возвещают скорое появление весны. Появились комары – жди тепла и дождя. Когда комар неживой, тогда май сухой. Крупный комар – к доброму году. Если с этого дня и по 22 июня убьёшь комара – их прибавится дюжина, а если убьёшь после летнего солнцестояния – комариное племя на дюжину убавиться. Собирают лекарственные травы.


Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Комар-пискун», Константин Шумский // Народная газета, № 165-166, 28.07.2006. Беларусь – http://www.ng.by/ru;
Комары. Народные приметы и суеверия – http://www.neptun8.ru

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz