Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > ворота зимы  
ВОРОТА ЗИМЫ, ВВЕДЕНИЕ – 21 НОЯБРЯ
 
Со Введеньева дня начинались зимние гулянки-катанья  
Ворота зимы, Ввезение, Третья Пречистая (укр.), Праздник молодой семьи, Введение.

На момент введения Юлианского календаря: 21 ноября
Дата по календарю XVI века: 21 ноября
Дата по старому стилю: 21 ноября
Дата по новому стилю: 4 декабря


Про это день в народе говорили: «Введение – или зимы не ставит, или сряжает на зимний торг сани.» Когда как придется – или толстое леденье, или Введенье ломает леденье. Через Введенские ворота, мол, проводит зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому, мол, и оттепели на Введение. Когда на Введение ожидался мороз, то все грядущие праздники ожидали морозными.

Со Введеньева дня начинались зимние гулянки-катанья и зимние торги. «Делу время, потехе – час!» – говорит и в наши дни русский человек, чередующий свои работы и заботы с отдыхом. К первому санному гулянью старинные люди относились как к особому торжеству. Наиболее строго соблюдались обступавшие его обычаи в семье, где были к этому времени молодожены-новобрачные. В такой дом собирались – званые-прошеные – все родные, все свойственники, приглашались, по обычаю, «смотреть, как поедет молодой князь со своею княгинюшкой». Выезду последних предшествовало небольшое столованье, прерывавшееся «на полустоле», чтобы закончиться после возвращения поезда новобрачных во двор. Отправлявшиеся на гулянье молодые должны были переступать порог своей хоромины не иначе, как по вывороченной шерстью вверх шубе. Этим, – по словам сведущих, знающих всякий обычай, людей – молодая чета предохранялась ото всякой неожиданной беды-напасти, могшей, в противном случае, перейти ей дорогу на улице. Свекор со свекровью, провожая невестку на первое санное катанье с мужем молодым, упрашивали-умаливали всех остальных поезжан-провожатых уберечь «княгинюшку» ото всякой беды встречной и поперечной, а пуще всего – «от глаза лихого».

Сани молодых, наособицу изукрашенные коврами, полостями и резьбой-росписью, выводились со двора первыми. Следом за ними тянулся длинный поезд, если менее богатый, то не менее пёстрый, снаряженный хозяевами для званых гостей. Молодые ехали в своих раззолоченных и разукрашенных «с выводами» санях «княжеских», ехали и знай – отвешивали поклоны по сторонам: они впервые показывали себя и свое молодое счастье народу честному, соседям ближним и дальним. За поездом бежали ребята с весёлыми криками; на поезжан любовался отовсюду, со всех крылец, люд православный, охочий и теперь поглядеть на всякое подобное зрелище. И не было от этого гляденья никому никакого зазора: одни показывали себя, другие – смотрели.

В следовавшем за молодыми поезде раздавались весёлые песни, прерывавшиеся иногда и не менее весёлыми здравицами, относившимися «ко князю с княгинюшкой»: гостям ставились в сани и сулеи с романеями, и жбаны с медами крепкими, чтобы их «не заморозили Морозы Морозовичи введенские»... Если гулял на санях «князь» из боярской семьи, то молодые сидели на медвежьей шкуре, а посторонь их саней бежали шустры-скороходы, походя забавлявшие молодых своим скоморошьим обычаем.

По возвращении поезда с гулянья показавшую себя народу невестку встречали на крыльце поджидавшие свёкор со свекровью, принимавшее ее из рук молодого за руки и потом низко кланявшиеся поезжанам за то, что они «уберегли белую лебедушку, их доченьку богоданную ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти». Затем повторялся опять переход через шубу сданных с рук на руки молодых, и они вводились в покои, – где и продолжалось прерванное на полустоле веселое столованье.

В настоящую пору этот любопытный обычай во все своей полноте не сохранился нигде; но живые тени его и до сих пор бродят еще по неоглядному раздолью Земли Русской. В некоторых местах выезд на самое гулянье с течением времени перенесся на 22-е (Прокопьев день), а затем и на 24-е число, на Катеринин день.

В старину праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был днём первого зимнего торга. Белокаменная Москва начинала с этого дня расторговываться санями, свозившимися в неё к тому времени из промышлявших щепным и лубяным промыслами слобод и посадов, целыми грудами-горами складывавшимися на Лубянской площади, – укрепившей, вероятно, от этого и свое имя за собою. Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитенщики, приглашавшие покупателей и продавцов – «не ввести в зазор» их «проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой» и т. д.

На Черниговском Полесье девчата-белоруски, укладываясь спать накануне праздника, загадыали: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». И надеялись во сне увидеть хату будущего мужа.

Старики наказывали в этот день: помолись Матушке Пресвятой Богородице. Оня тебя за руку возьмёт, с тобой и в радости и в горести по жизни пройдёт.

Поговорки и приметы
Введенье наложило толстое леденье. Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили. Зима круто за морозы принимается. На Введение если колокольный звон ясно слышен издалека – будет мороз, глухо – к снегам. Введенье пришло – зиму на Русь завело. Введенские уставщики, братья Морозы Морозовичи, рукавицы на мужика надели, стужу уставили, зиму на ум наставили. Введенские морозы не ставят зимы на резвые ноги. Введение ломает ледение. Катерина на санях катит к холодному Юрью (26-му ноября) в гости. Введенье идёт, за собой Прокопа ведёт.


Источники:
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz