|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > авсень
|
АВСЕНЬ,
ВАСИЛЬ-ДЕНЬ – 1 ЯНВАРЯ |
|
|
|
Святки
в своей основе – это зимние гуляния молодежи |
|
Авсень, Праздник Овсеня, Велесов день (Велесова
неделя длится 6 дней), Гадания, Васильев вечер, Проказы ведьм,
Зажив дня, «Святы Козлiк» (белорус.), Василий свинятник,
Василий великий, Василий зимний, Васильев день, Василь-день,
Мылый божич (Mali Božić - серб.).
На момент введения Юлианского календаря: 1 января
Дата по календарю XVI века: 1 января
Дата по старому стилю: 1 января
Дата по новому стилю: 14 января
Современная дата: 29 декабря
C 1-го по 7-е января – Страшные вечера, Велесовы дни. По народному
поверью на Василь-вечер ведьмы скрадывают месяц.
Когда-то давным-давно, бог холода, изморози, тумана, скрытности
Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая
оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель,
печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго
старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он
стал совсем недавно, в середине XIX века.
Во время празднования Нового года произносят заклинания и загадывают
желания на весь будущий год и одновременно с этим производят
гадания о будущем.
Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности:
12 «старцев» руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым
гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев
для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит
12 дней (шесть дней после Рождества и шесть Велесовых дней c
1 января).
Торжественный цикл новогодних обрядов начинается воспоминаниями
о прошлом (пение старинных былин), а завершается гаданиями о
будущем, хотя знаменитый «крещенский вечерок» (6 января),
считается более удобным временем для вопрошания судьбы.
Для январских заклинаний и гаданий, связанных с подблюдными
песнями, требуются специальные сосуды для священной воды, в
которую опускают золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной
рельефной зигзаговой линией, идущей вокруг всего сосуда под
самым венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий достаточно
выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из главных подблюдных
песен являлается «слава хлебу». Вода и золото – обязательные
атрибуты новогодних аграрно-магических гаданий, так же как вода
и солнце, обеспечивают урожай.
Василий Великий – не только покровитель свиноводства, но и хранитель
садов от червя и ото всякой помахи. Потому-то и принято у садоводов,
придерживающихся дедовских обычаев, встряхивать утром в этот
день плодовые деревья. Встряхивают они яблони-груши, а сами
приговаривают: «Как отряхиваю я, раб божий (имярек), бел-пушист
снег-иней, так отряхнёт червя-гада всякого по весне и Святой
Василий! Слово мое крепко. Аминь».
Утром варится специальная каша. Васильева каша варится спозаранок,
ещё до белой зорьки. Крупу берёт большуха-баба из амбара заполночь;
большак-хозяин приносит в это же время воды из колодца. И ту,
и другую ставят на стол, а сами все отходят поодаль. Растопится
печь, приспеет пора затирать кашу, семья садится вокруг стола,
стоит только одна большуха (старшая в доме), – стоит, размешивает
кашу, а сама причетом причитает: «Сеяли, растили гречу
во все лето, уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали
нашу гречу во Царь-град побывать, на княжий пир пировать; поехала
наша греча во Царь-град побывать со князьями, со боярами, с
честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных
врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый
стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать»...
Вслед за этим причетом хозяйка берет горшок с кашей, все встают
из-за стола: каша водворяется в печи. В ожидании гостьи-каши
коротают время за играми, за песнями да за прибаутками всякими.
Но вот она и поспела. Вынимает её большуха из печки, а сама
опять – с красным словцом своим: «Милости просим к нам
во двор со своим добром!». Все принимаются оглядывать горшок:
полон ли. Ходит по людям поверье, гласящее, что, «если
полезет вон из гнезда Васильева каша – жди беды всему дому!».
Не хорошо также, коли треснет горшок: не обойтись тогда хозяйству
без немалых порух! Снимут пенку, и – опять новое предвещание:
красно каша упреет – полная чаша всякого счастья-талана, белая
– всяко лихо нежданное. Если счастливые приметы – съедают кашу
дочиста, худые – вместе с горшком в прорубь бросают.
В Белоруссии есть обычай: кто из домочадцев в первый день года
опередит остальных, принесёт студёной воды и умоется – будет
в течение года здоров и бодр.
Утром проводится обряд «посевания», чтобы в наступившем
году был добрый урожай и достаток. В засевании «Василь-зерна»
принимают наибольшее участие ребята малые. Жито, преимущественно
яровое, или овёс разбрасывается ими по полу избы. Ребята разбрасывают
зерна, а большуха – знай подбирает да приговаривает: «Уроди,
Боже, всякого жита по закрому, да по великому, а и стало бы
жита на весь мир крещёный!» Чем скорее подберёт баба, тем
будущий урожай спорее! Эти зёрна бережно хранятся до посева
яровины и подмешиваются в семена. В малорусском краю детвора
на Василь-день перед обеднями бегает по селу, ходит по подоконью,
рукавами трясёт, зерном сорит. При этом иногда распевается и
присвоенная обычаю, сложившаяся в стародавние годы песенка:
|
«Ходит Илья на
Василья,
Носит тугу житяную.
Де замахне – жито росте,
Житу пшеницю всяку пашницю,
У поле ядро, а в доме добро!». |
В Рязанской и Костромской губерниях было повсеместно в обычае
ходить на Васильев свят-вечер по домам. Девушки красные да парни
молодые обхаживали в это время окна, выпрашивая пирогов со свининою.
Все выпрошенное собиралось в лукошко и съедалось на весёлой
беседе всеми собиравшимися, под песни подблюдные да игры утешные.
Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только
заключительным днём зимних святок (31 декабря), а начинались
с нового года и продолжались все шесть дней января. В пользу
этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали
12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и
обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы
– сурвакары (иногда их именовали «медведями») – сходились
в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое
длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных
обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок есть маски
медведя и быка. Второго января болгары проводили особый «воловий
праздник», когда прежние сурвакары и колядники очищали
стойла и хлевы. Последним днем святок у болгар было 7 января
(по ст. стилю), когда вожак колядников угощал свою дружину,
являвшуюся в масках; обязательной была маска медведя. По всей
вероятности, святки делились на две половины: первая (включая
новогоднюю ночь) была посвящена будущему урожаю и гаданию о
замужестве, а вторая (начиная с новогодней ночи) была связана
со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни».
Велес мог выступать и в виде медведя, «лесного царя»,
и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства. Именно
на эти зимние праздники повсеместно пекли обрядовое печенье,
изображающее скот: «коровки», «козульки», «баранки», «рожки»; преобладают названия,
связанные с коровами. Болгарские сурвакары в шкурах, живописных
звериных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными
жезлами в руках весьма ощутимо воскрешают облик древних жрецов
Велеса.
Поговорки и приметы
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! В Васильев день
– свиную голову на стол! Свинку да боровка – для Васильева вечерка.
Не чиста животина свинья? – да нет у бога ничего нечистого:
свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит. На Васильев
вечер день прибывает на куричий шаг. Новый год – к весне поворот.
Звездистая ночь на Василь-день обещает богатый урожай ягод.
Звездная ночь на Новый год – урожай гороха и чечевицы. Если
в Новый год тепло – рожь будет хороша. В Новый год сильный мороз
и малый снежок – к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега –
к неурожаю. Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай
орехов. Коли первый день в году весёлый, то и год будет таков.
Загадает девица красная под Василья, – всё сбудется, а что сбудется
– не минуется. Погода этого дня указывает на погоду июля.
Источники:
Залатая
книга. Веда славянъ, Песни, записанные Стефаном Верковичем; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991; «Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А. - М.: 1981;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи» – http://www.rossichy.ru/ncalendar;
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Беларускі
народны каляндар, Алесь ЛОЗКА // «Народная воля»,
13.01.2009 №5-6;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Srpski
narodni kalendar, Википедија – http://sr.wikipedia.org/sr-el/Српски_народни_календар
|
|