|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > день кура и курки
|
ДЕНЬ
КУРА И КУРКИ, СЕЛИВЕРСТОВ ДЕНЬ – 2 ЯНВАРЯ |
|
День Кура
и Курки, Селиверстов день.
На момент введения Юлианского календаря: 2 января
Дата по календарю XVI века: 2 января
Дата по старому стилю: 2 января
Дата по новому стилю: 15 января
Современная дата: 30 декабря
На Сильвестра – куриный праздник Чистят курятники, ладят насесты,
окуривают стены смолою с девясилом или коровьим навозом с углями.
В ряде мест заботились о том, чтобы в курятнике висел «куриный
бог», чтобы кикиморы не давили кур. На зоре этого дня предусмотрительные
старушки омывают наговорною водою притолки у дверей, дабы заградить
вход в избу незваным гостьям – болезням-лихорадкам.
В чернозёмных областях «куриным богом» считался чёрный
камень, просверленный посредине, величиною с гусиное яйцо, который
в таком виде отыскивается где-либо в земле. Куриный бог вешается
за нитку на стене в курятнике с тою целью, чтобы больше плодились
и сохранялись у хозяина куры. Во Владимирской губернии наряду
с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным,
а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать
обыкновенный истоптанный лапоть. Его обычно «перебрасывают
через нашест, на коем сидят куры», для устранения «неприязненных
отношений к курам домового».
Куром был назван в старину деревенский певун, куркой-курица.
Петух поёт 3 раза. Первый раз – в полночь, всему миру о крестной
силе возглашает. Колдунам да ведьмам о Страшном суде напоминает.
Во второй раз перед зарёй поёт: «Крестная сила – по домам
идет! Всякому отродью злому, завистникам, чёрным чародеям от
святого воинства архангела Михаила не уйти!» В третий раз
– на заре о крестной силе возглашает, и бесовским козням приходит
конец. Под пни, под колоды, в щели чердачные пытается нечисть
уйти, да сам Господь у неё на пути.
О петухе в народе так сложено: «Два раза родился, ни разу
не крестился, а черт его боится!», «Два раза родился,
ни разу не крестился, а первый пророк!», «Петух-воин.
Он стоит на страже белого света.»
Когда в чьем-то дому в печи не пеклось, а подгорало, а сколь
дрова ни жги, тепла не прибывало, то звали бережницу. Приходила
та ни свет ни заря обряжаться. раскладывала в бабьем куту все
предметы хозяйского обихода из куриных перьев и крыльев. А потом
печь обряжала. Чего же так опасались в деревнях? Да говорили
старики, в это время за околицей у белого бора, у дорог на семи
ветрах, стоит лихоманка – нечистая сила. О трех клювах она,
желта с лица, рукаста, зоб набит, а глаза голодны, куролапая
она. Пройдет по следу человека – тот след перевалится. Порченой
немочью, куриной слепотой, болезнью зовут её. Где она пройдет,
там 3 года куры нестись не будут. Насылает она куриную слепоту,
ощипывая перо с кур.
Но сперва искала лихоманка двор, где был петух о семи годах,
чёрный. Как в народе примечено, к семи годам даже самый что
ни на есть огненный петух пером чернеет. Этому то петуху кланялась
лихоманка низехонько, насест его слюной обмывала. Есть поверье,
что семигодовалый петух черный в этот день откладывает в навозе
яйцо. А 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск. И тогда
в деревне усыхает земля, гуляет огонь от избы к избе, начинает
сохнуть всё молодое.
Забота наших дедов – вспомнить к этому дню о том, сколько же
лет петуху? Но о том обязательно ведала и деревенская бабка.
Приходила она к избе, в подклети которой был петух шести годов,
и сыпала у крыльца горсть зерна. Это значило, что пора петуху
голову рубить, а ее потрохами и крылышками дарить.
Крестьяне следовали такому обычаю. Бабка бережница трясла около
курятников мох болотный, который назывался в народе шёлком лягушачьим.
А хозяйка валяла из золы с мукой на воде лепёшки да выносила
поскорее к курятнику. Верили, бросится лихоманка мох подбирать
(из него она себе телогрею делает) и увидит лепеху, примет за
хлебнную, заглотнет. Тогда зола будет жечь её изнутри, изводить.
Мороз или Зима выгоняет в этот день лихорадок, вместе с нечистою
силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по тёплым избам
и нападают на «виноватых». Лихорадок – девять или
двенадцать крылатых сестёр; они обитают в мрачных подземельях
ада и представляются злыми и безобразными девами: чахлыми, заморенными,
чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими.
Одна из них – старшая повелевает своими сёстрами и посылает
их на землю мучить людской род: «тело жечь и знобить, белы
кости крушить». Бредут они от села к селу, – в избу на
даровое тепло просятся, нищими-убогими прикидываются: двенадцать
сестёр – лихорадка, лихоманка, трясуха (трясавица), гнетуха
(огневица), кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница,
знобуха, трепуха, и все двенадцать – «сёстры Иродовы».
Заберётся лихоманка в избу, «найдёт виноватого» и
– давай издеваться над ним: насмерть затрясет-зазнобит. Бывает,
что стоит такое лихо за дверью (и тощее оно, – по словам бабушек-старушек,
досужих поведушек, – и слепое, и безрукое), – стоит, поджидает:
кто-то выйдет повиноватее. Только и оберечься можно от таких
гостеек незванных-непрошенных, что «четверговой
солью», либо золой из семи печей да «земляным
углем из-под чернобыльника». Есть все эти снадобья зазнамые
у ворожеек-бабок, умеют они «смывать» ими лихоманок
с дверной притолоки. Зовут радельные-заботливые о семье хозяйки
сведущих старушек о Селиверстове дне с поклонами да с посулами:
только избавь-де от напасти! Стараются ведуньи, и все-то с молитвою
ко святому гонителю сестёр Иродовых.
Сахаров И.П. приводит текст заговора от лихорадок. «На
горах Афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом сидят тридесять
старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых,
простопоясых. И рече старец Пафнутий с тремянадесять старцами:
кто сии к нам идоша? И рече (рекут) ему двенадесять девицы:
есмь мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело
мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: сломите по три
прута, тем станем их бити по три зори утренних, по три зори
вечерних. Взмолишась двенадесять дев к тринадесять старцам со
старцем Пафнутием, и не почто же бысть их мольба! И начаша их
старцы бити, глаголя: ой вы еси двенадесять девицы! будьте вы
тресуницы, водяницы – расслабленные и живите на воде-студенице,
в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте... Заговариваю
я раба (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты
двенадесять девиц в тартарары, отыдите от раба (имярек) в леса
темные, на древа сухие».
Поговорки и приметы
Месяц – на ущерб, а нечистая сила – на свет. Святой Сильверст
гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст. Лихорадка –
не матка: треплет, не жалеет. Лихорадка пуще мачехи оттреплет.
Уходила, умучила, согнула да скрючила. В Сильвестра день заговаривают
лихоманку. На всякую болесть зелье вырастает. И собака знает,
что травой лечатся. Куру и курке слава! Ребятам раздают петухов
из глины. Погода этого дня указывает на погоду августа.
Источники: «Народная
Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995; «Круглый
год. Славянский календарь»;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 3, -
М.: 1995;
Сказания
русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб:
1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье
|
|