Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > день кура и курки  
ДЕНЬ КУРА И КУРКИ, СЕЛИВЕРСТОВ ДЕНЬ – 2 ЯНВАРЯ
День Кура и Курки, Селиверстов день.

На момент введения Юлианского календаря: 2 января
Дата по календарю XVI века: 2 января
Дата по старому стилю: 2 января
Дата по новому стилю: 15 января
Современная дата: 30 декабря

На Сильвестра – куриный праздник Чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены смолою с девясилом или коровьим навозом с углями. В ряде мест заботились о том, чтобы в курятнике висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. На зоре этого дня предусмотрительные старушки омывают наговорною водою притолки у дверей, дабы заградить вход в избу незваным гостьям – болезням-лихорадкам.

В чернозёмных областях «куриным богом» считался чёрный камень, просверленный посредине, величиною с гусиное яйцо, который в таком виде отыскивается где-либо в земле. Куриный бог вешается за нитку на стене в курятнике с тою целью, чтобы больше плодились и сохранялись у хозяина куры. Во Владимирской губернии наряду с продырявленным камнем (отверстие должно быть естественным, а не сделанным рукой человека) в роли куриного бога мог выступать обыкновенный истоптанный лапоть. Его обычно «перебрасывают через нашест, на коем сидят куры», для устранения «неприязненных отношений к курам домового».

Куром был назван в старину деревенский певун, куркой-курица. Петух поёт 3 раза. Первый раз – в полночь, всему миру о крестной силе возглашает. Колдунам да ведьмам о Страшном суде напоминает. Во второй раз перед зарёй поёт: «Крестная сила – по домам идет! Всякому отродью злому, завистникам, чёрным чародеям от святого воинства архангела Михаила не уйти!» В третий раз – на заре о крестной силе возглашает, и бесовским козням приходит конец. Под пни, под колоды, в щели чердачные пытается нечисть уйти, да сам Господь у неё на пути.

О петухе в народе так сложено: «Два раза родился, ни разу не крестился, а черт его боится!», «Два раза родился, ни разу не крестился, а первый пророк!», «Петух-воин. Он стоит на страже белого света.»

Когда в чьем-то дому в печи не пеклось, а подгорало, а сколь дрова ни жги, тепла не прибывало, то звали бережницу. Приходила та ни свет ни заря обряжаться. раскладывала в бабьем куту все предметы хозяйского обихода из куриных перьев и крыльев. А потом печь обряжала. Чего же так опасались в деревнях? Да говорили старики, в это время за околицей у белого бора, у дорог на семи ветрах, стоит лихоманка – нечистая сила. О трех клювах она, желта с лица, рукаста, зоб набит, а глаза голодны, куролапая она. Пройдет по следу человека – тот след перевалится. Порченой немочью, куриной слепотой, болезнью зовут её. Где она пройдет, там 3 года куры нестись не будут. Насылает она куриную слепоту, ощипывая перо с кур.

Но сперва искала лихоманка двор, где был петух о семи годах, чёрный. Как в народе примечено, к семи годам даже самый что ни на есть огненный петух пером чернеет. Этому то петуху кланялась лихоманка низехонько, насест его слюной обмывала. Есть поверье, что семигодовалый петух черный в этот день откладывает в навозе яйцо. А 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск. И тогда в деревне усыхает земля, гуляет огонь от избы к избе, начинает сохнуть всё молодое.

Забота наших дедов – вспомнить к этому дню о том, сколько же лет петуху? Но о том обязательно ведала и деревенская бабка. Приходила она к избе, в подклети которой был петух шести годов, и сыпала у крыльца горсть зерна. Это значило, что пора петуху голову рубить, а ее потрохами и крылышками дарить.

Крестьяне следовали такому обычаю. Бабка бережница трясла около курятников мох болотный, который назывался в народе шёлком лягушачьим. А хозяйка валяла из золы с мукой на воде лепёшки да выносила поскорее к курятнику. Верили, бросится лихоманка мох подбирать (из него она себе телогрею делает) и увидит лепеху, примет за хлебнную, заглотнет. Тогда зола будет жечь её изнутри, изводить.

Мороз или Зима выгоняет в этот день лихорадок, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе пристанища по тёплым избам и нападают на «виноватых». Лихорадок – девять или двенадцать крылатых сестёр; они обитают в мрачных подземельях ада и представляются злыми и безобразными девами: чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Одна из них – старшая повелевает своими сёстрами и посылает их на землю мучить людской род: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Бредут они от села к селу, – в избу на даровое тепло просятся, нищими-убогими прикидываются: двенадцать сестёр – лихорадка, лихоманка, трясуха (трясавица), гнетуха (огневица), кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница, знобуха, трепуха, и все двенадцать – «сёстры Иродовы». Заберётся лихоманка в избу, «найдёт виноватого» и – давай издеваться над ним: насмерть затрясет-зазнобит. Бывает, что стоит такое лихо за дверью (и тощее оно, – по словам бабушек-старушек, досужих поведушек, – и слепое, и безрукое), – стоит, поджидает: кто-то выйдет повиноватее. Только и оберечься можно от таких гостеек незванных-непрошенных, что «четверговой солью», либо золой из семи печей да «земляным углем из-под чернобыльника». Есть все эти снадобья зазнамые у ворожеек-бабок, умеют они «смывать» ими лихоманок с дверной притолоки. Зовут радельные-заботливые о семье хозяйки сведущих старушек о Селиверстове дне с поклонами да с посулами: только избавь-де от напасти! Стараются ведуньи, и все-то с молитвою ко святому гонителю сестёр Иродовых.

Сахаров И.П. приводит текст заговора от лихорадок. «На горах Афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом сидят тридесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых. И рече старец Пафнутий с тремянадесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече (рекут) ему двенадесять девицы: есмь мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: сломите по три прута, тем станем их бити по три зори утренних, по три зори вечерних. Взмолишась двенадесять дев к тринадесять старцам со старцем Пафнутием, и не почто же бысть их мольба! И начаша их старцы бити, глаголя: ой вы еси двенадесять девицы! будьте вы тресуницы, водяницы – расслабленные и живите на воде-студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте... Заговариваю я раба (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты двенадесять девиц в тартарары, отыдите от раба (имярек) в леса темные, на древа сухие».

Поговорки и приметы
Месяц – на ущерб, а нечистая сила – на свет. Святой Сильверст гонит лихоманок-сестёр за семьдесят семь вёрст. Лихорадка – не матка: треплет, не жалеет. Лихорадка пуще мачехи оттреплет. Уходила, умучила, согнула да скрючила. В Сильвестра день заговаривают лихоманку. На всякую болесть зелье вырастает. И собака знает, что травой лечатся. Куру и курке слава! Ребятам раздают петухов из глины. Погода этого дня указывает на погоду августа.


Источники: «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995; «Круглый год. Славянский календарь»;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 3, - М.: 1995;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб: 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz