Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > зимобор 
ЗИМОБОР, ВЕСНА, БЛАГОВЕЩЕНЬЕ – 25 МАРТА*
 
Прилёт аиста на Благовещенье – добрый знак  
Зимобор, «Гуканьне Вясны» (белорус.), Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, «Свята вясны» (белорус.), Праздник большого дня, Благовещенье, «Дабравешчанне» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 25 марта
Дата по календарю XVI века: 25 марта
Дата по старому стилю: 25 марта
Дата по новому стилю: 7 апреля

Современная дата: 22 марта

Последний позимний-предвесенний праздник. На Благовещенье весна зиму поборола, в третий и в последний раз закликается весна. Самый большой у бога праздник. В третью встречу весны красочные в узорном многоголосье, торжественно величавые песнопения, веснянки и хороводы славили пробуждение природы, радость жизни на земле, обильно политой трудовым потом, суровой, горькой и такой родной.

Жива (Зоря-Громница?) является дарительницей света белого дню, повелительницей весенних громов – с животворящей силою их, подательницей урожаев, засевающей поля дождём и семенами всяких злаков – плодоносящих и целебных. Символическим обозначением этой творческой деятельности богини издревле служили возжигаемые в ночь на этот день на земле костры. Весеннее солнышко видели в образе молодой девицы. Когда весеннее солнце закрывалось дождевыми облаками – о нём говорили, как о стыдливой деве, накинувшей на свою златокудрую голову женскую фату и готовящейся вступить в брачный союз с богом-громовником. Пока весеннее Солнце не вступает в брак с богом грозовых туч, оно является прекрасною невестою, блистающею золотыми кудрями на радость всему миру; чистота его сияния намекала древнему человеку на чистую, незапятнанную девственность.

В этот день кличет и славит не только человек, но и всё живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. В этот день никто не работает, вспоминают о «двенадцати пятницах». Земля оживает, Бог, как говорят гуцулы, «вкладає голову в землю, щоб її розгріти, і від того будиться вся живина, що спала в землі: муравлі, жаби, гади».

Перед Благовещеньем ранним утром в четверг, как в день, посвященный громовнику, предки наши палили солому и кликали мёртвых. День этот называется на Руси чистым, то есть светлым; крестьяне ходят в чистый четверг на проруби и закликают Весну.

В канун Благовещеньева дня (в среду) сжигаются старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривают дымом зимнюю одежину, а местами – и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную тёмными силами зимы-Мораны. В это время советуют «сожигать белье болящих людей – для защиты от лихого сглаза и от всяческого чарования». Поселяне прыгают через разведённое пламя, которому приписывают силу укреплять здравие.

Пожилые женщины пережигают накануне соль в печи. «Сведущие во всяких поверьях люди говорят, что – если этой «благовещенской», солью, как «страстной-четверговой», умеючи пользовать болящих-немощных, то всякий недуг как рукой снимет. Мало того: посыпать этой солью тесто ржаное, спечь колобашки да крошить их потом, по малости, в месиво недомогающему скоту, – так и то помощь немалая будет от этого.»

Придерживающиеся старины люди советуют печь мирские, из общей муки благовещенские просфоры и нести их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, кладут её сначала под божницу, а после – в закром с овсом, оставляя в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель берёт с собой просфору из закрома и носит во всё время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая думают оградить нивы ото всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате есть образ «праздника», то ставят его на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, истово-богомольно приговаривая при этом:

  «Мать Божья!
Гавриил-Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменём, пшеницей
И всякого жита сторицей!»

В малорусских губерниях можно ещё и теперь услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряженным в неё белым конём, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время «устами безмолвными, сердцем глаголящим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

С наступлением утра угощаются печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

  Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Весна-красна, ты на чем пришла?
Ты на сошечке, на бороночне…
Весна-красна, что ты нам принесла?
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко –
Животинушка в полюшке;
Другое угодьюшко –
С сошечкой в полюшке;
Третье угодьице –
Пчелки на полете;
Да еще угодьице –
Миру на здоровьице!

«Во всяком доме пекутся поутру пироги. После обеда парни и девки берут каждый по куску, выбирают где-нибудь на припеке местечко, большею частью у бани – на кострике или на бревнах, обращаются к востоку или на полдень, (парни снимают шапки) и молятся Богу; потом кто-нибудь запевает: «Благослови, Боже, нам весну гукати!» – и все собравшиеся на гуканье подхватывают голосистым звонким хором:

  Ай лели-лели, гукати!
Весна красная, теплое летечко!
Ай лели-лели, теплое летечко!
Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!
Ай лели...

После этой – затягивающейся на довольно продолжительное время – песни все садятся в кружок: пьют пиво, едят пироги и начинают петь новые, круговые песни. Тематика песен меняется с гуканья весны на заигрывание парней с девушками – «красноречиво говорящая сердцу молодых певунов затейливых»:

  «Вир, вир, колодезь стюденый!..
А што в тебе воды нет?
Ай лели...
Кони воду выпили,
Выпили, выпили, выпили.
Копытом землю выбили,
Выбили...
Што в тебе, Иванушка, жены нет?
Жены нет...
Была бы голова, будет и жена
И жена, и...»

За ней идёт, звонкой трелью соловьиной-голосистою разливается следующая:

  «Как у нашей у Машечки вышит рукавок...
Бог ей дал, царь жулувал,
А Ванечка сполюбил, свое личко украсил,
Взял душу-игрушу...» и т. д.

При пении последней песни парень выбирает девушку и целуется с ней. Песня эта поётся столько раз, сколько соберётся на гуканье парней и девушек.

В этот день женщины «выкликают просо», поют известную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Молодёжь заводит игру – «круглые горелки». До вечерней зари тешатся на улице ребята малые, чуть не до поздней ночи веселятся девки с ребятами на свят-Благовещеньев день – старым старикам на утешение.

У русских и чехов есть поверье, что если смочить свою голову первым весенним дождём, то волосы будут расти так же быстро и роскошно, как майская трава.

Селяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым. Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу, смотрели на небо, в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!»
«При начале весны, особенно 25-го марта – в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа – и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток». [А. Афанасьев] Это говорит о том, что праздник «Пасха» вероятно наложился на древний праздник встречи весны-Живы. Благовещенье, также как и Пасху, иногда называли «Великднём», т.е. Праздник Великого (большого) дня, когда день стал больше ночи.

Легенда
Известна ещё между нашими поселянами интересная сказка о кривой (не видящей) царевне. Весельчак-пьяница вызвался вылечить ей глаза и поехал в змеиное царство; в том царстве жили одни змеи и гады. Кругом города лежала большая змея, обвившись кольцом, так что голова с хвостом сходилась. Пьяница воспользовался сном исполинской змеи, сделал верёвочную лестницу с железными крюками на конце, накинул лестницу на городскую стену, забрался в город и посреди его нашёл камень, а под камнем целебную мазь: стоит только помазать ею глаза, как слепота тотчас же проходит. Взял он эту мазь, спрятал под мышку, сел на корабль – и в море. Пробудилась большая змея, погналась за похитителем; плывёт по морю, а под ней вода словно в котле кипит, махнула хвостом и разбила корабль вдребезги. Пьянице удалось выплыть на берег; он вылечил кривую царевну и получил щедрую награду. Смысл предания следующий: царевна-солнце в период зимы теряет свой блеск, или, говоря метафорически: кривеет (слепнет). Бог-громовник берется исцелить её и для этого должен достать целебную мазь из-под змеиного камня, т. е. живую воду дождя, хранимую царём-змеем. В весеннюю пору он будит змея от зимнего сна, вступает с ним в борьбу и счастливо похищает целебное снадобье: корабль – метафора тучи, несущейся по небесному океану, и гибель его есть поэтическая картина грозы. Согласно с представлением молниеносного Перуна богом, всегда готовым сосать дождевые облака и упиваться небесным вином, сказка даёт своему герою характерное название пьяницы. Добытый им дождь проливается на землю, и царевна-солнце снова начинает блистать своим лучезарным оком. [Афанасьев А. Н.]

Сказка
В народной русской сказке находим следующий эпизод: у жены-красавицы долго пропадал в далеких странах любимый муж (зимнее странствование бога-громовника), и стали за неё свататься разные цари и царевичи, короли и королевичи. И вот, когда они сидели за столом да угощалися винами, воротился муж в шапке-невидимке (в облаке). Жена тотчас догадалась о его возврате, ибо на всех деревьях показалась свежая зелень, и задала своим женихам такую загадку: «была у меня шкатулочка самодельная с золотым ключом; я тот ключ потеряла и найти не чаяла, а теперь тот ключ сам нашелся. Кто отгадает эту загадку, за того замуж пойду!» Цари и царевичи, короли и королевичи долго над тою загадкою ломали свои мудрые головы, а разгадать не могли. Говорит красавица: «Покажись, мой милый друг!» Добрый молодец снял с головы шапку-невидимку. «Вот вам и разгадка! – сказала она женихам, – самодельная шкатулочка — это я, а золотой ключик – это мой верный муж».

Поговорки и приметы
Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучат. Покров не лето, Благовещенье не зима. Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит (Тамбовская губ.). На Благовещенье птица гнезда не вьёт (не завивает), а завьёт, так делается на всё лето пешею. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. Девка косы не заплетает. Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает). На санях либо неделю не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь). Благовещенье – птиц на волю отпущенье. Благовещенье – начало весны, время появления древней громовницы. На Благовещенье черногуз прилетает и медведь встаёт. Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит. В этот день ласточка вылетает из вирия и, поспешая в здешний мир, несёт с собою тепло. На Благовещенье прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба. В Белоруссии известно поверие о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист. Благовещенскую капусту мороз не бьёт (т. е. из семян, собранных будто бы на Благовещенье, из кочня). «На Рыгора зіма ідзе ў мора» – с этого дня «зима идёт в моря», «идут реки в моря» (белорус.). Тринадцатый час свету – вода подо льдом не стоит. Благовещение прошло, гляди – гром будет греметь. С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников). Кто не чтит Благовещенья, с огнём за работой сидит, – убьёт у того в это лето молоньей близкого-родного. “До Благовіщення кам’яна весна” (укр.). “На Благовіщення весна остаточно зиму переборола” (укр.). «Все живе оживає. В цей день у ліс ходити не можна, все живе вилазить з нори» (укр.). «На Дабравешчанне няможна нiчога з лесу прыносiць, бо ў хаце завядуцца гадзiны i чарвякi» (белорус.). «Да Благавешчання няможна чапаць маткi-зямлi, бо яна можа прагневацца да й не зарадзiць» (белорус.). С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети). Не дуй на Благовещенье огня – не будет головня. Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

Каково Благовещенье, такова и светлая неделя (Пасха). «Якое надвор'е на Вялікдзень, такім яму быць і на Благавешчанне» (белорус.). Весна до Благовещенья – много морозов впереди. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет ещё на Егорья в поле. На Благовещенье дождь – родится рожь. Мокрое Благовещенье – грибное лето. На Благовещенье хороший улов рыбы. На Благовещенье мороз – урожай на грузди. На Благовещенье гроза – к теплому лету; к урожаю орехов. Вёдро (сухо) в Благовещенье – к пожарам. Селяни верили, что начиная с этого дня приходил рабочий год, который принесёт хороший урожай и счастье в дом (белорус.). На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
Если в этот день погода была тёплой, это означало морозную осень; если же снег ещё залежался до это дня, то осень ожидалась тёплой. Дождливый день должен принести богатый урожай, сухая погода – засуху (белорус.). Во что погодой Зимобор, во то и Фёкла запрядальная (24 сентября).
_________________
*) У англичан до 1751 г. было языческое мартовское начало года с 25 марта. [Я. Кеслер, Осознание времени, Электронный альманах Арт&Факт №1, 2006]


Источники:
«
Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Календарь Праздников, Белоруссия – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. - Мн.: 1992;
Звичаї нашого народу, Воропай О. - К.: Оберіг, 1991;
Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994;
Український народний календар;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz