|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > могущница
|
МОГУЩНИЦА,
ЛУКА – 7 ФЕВРАЛЯ |
|
|
|
Не родись ни умна, ни
красива – родись счастлива |
|
Могущница, Феня – спасовы коренья,
Луковник, Лука.
На момент введения Юлианского календаря: 7 февраля
Дата по календарю XVI века: 7 февраля
Дата по старому стилю: 7 февраля
Дата по новому стилю: 20 февраля
День отдания (окончания празднования) Сретения. Если вдруг загремит
гром, то в этом видели пророческий знак, что летом пропадёт
жнива. Гром под конец Сретения словно предупреждал селян о возможной
своей каре в ответственное для земледельца время. (белорус.)
В этот день принято на среднем Поволжье печь пироги с луком,
о чём твердо помнят ребята малые – большие лакомки. Старушки-богомолки
напекут пирожков-луковников да и раздают их нищей братии – «на
счастье». Существует поверье, гласящее, что такая милостыня,
поданная с верой да с молитвою, сторицею вернётся в руки подавшему
её. «Счастье – одноглазое, оно не видит, кому даётся!»
В этот день вынималась из заветных ларцов трава лапчатка, которую
называли в народе могущницей. Сам-то цветок что крохотный золотой
крестик. И стебель тонок. А вот корень лапчатки – могуч. В лапчатке
заключена крёстная сила растений. Потому-то названа ещё лапчатка
могущницей. Этот день был верховым для приготовления отваров
и настоев из могущницы.
Притча о Счастье
Не в котором царстве, а может быть и в самом нашем государстве
жила-была женщина и прижила роженое детище. Окрестила его, помолилась
Богу и крепким запретом зачуралась, – довольно-таки с неё одного:
вышел паренёк такой гладкий, как наливное яблочко, и такой ласковый,
как телятко, и такой разумный, как самый мудрейший в селе человек.
Полюбила его мать пуще себя: и целовала-миловала его день и
ночь, жалела его всем сердцем и не отходила от него на малую
пяденочку. Когда уж подросло это детище, стала она выпускать
его в чистом поле порезвиться и в лесу погулять. В иное время
то детище домой не вернулось, – надо искать: видимо дело – пропало.
Не медведь ли изломал, не украл ли леший?..
А та женщина называлась Счастьем и сотворена была, как быть
живому человеку: всё на своем месте, и все по людскому. Только
в двух местах была видимая поруха: спина не сгибалась, и был
у ней один глаз, да и тот сидел на самой макушке головы, на
темени, – кверху видит, а руками хватает зря и что под самые
персты попадается наудачу...
С таковой-то силою пошло то одноглазое Счастье искать пропавшее
детище. Заблудилось ли оно и с голоду померло, или на волков
набежало и те его сожрали, а может и потонуло, либо иное что
с ним прилучилось, – не знать того дела Счастью; отгадывать
ему Бог разума не дал – ищи само, как ты себе знаешь. Искать
же мудрено и не сподручно: видеть не можно, разве по голосу
признавать... Так опять же все ребячьи голоса – на одно. Однако
идёт себе дальше: и, может, она прислушивается, может, ищет
по запаху (бывает так-то у зверья) – я не знаю. В одной толпе
потолкается, другую обойдёт мимо, третью околесит, на четвёртой
– глядь-поглядь – остановилась. Да как схватит одного такого-то,
не совсем ладного, да пожалуй и самого ледящего, прахового,
сплошь и рядом что ни на есть обхватит самого глупого, который
и денег-то считать не умеет. Значит нашла мать: оно самое и
есть её любимое и потерянное детище... Ан – на деле оказывается
не так-то легко найти даже и счастью свою дорогую пропажу, недаром
оно – одноглазое. Схватит Счастье его (первого попавшегося под
руку) и начнет вздымать, чтобы посмотреть в лицо: оно ли доподлинно?
Вздымает полегонечку, нежненько таково, все выше, да выше, не
торопится. Вздымет выше головы, взглянет с темени своим глазом
да и бросит из рук, не жалеючи, прямо оземь: иный изживает,
иной зашибается и помирает. Нет, не оно! И опять идёт искать,
и опять хватает зря первого встречного, какой вздумается, опять
вздымает его к небесам и опять бросает оземь. И все по земле
ходит, и всё то самое ищет. Детище-то совсем сгибло со света,
да материнское сердце не хочет тому делу верить. Да и как смочь
ухитриться и наладиться? Вот всё так и ходит, и хватает, и вздымает,
и бросает, и уж сколько оно это самое делает, – счету нет, а
и поискам – и конца краю не видать: знать, до самого светопреставления
так-то будет!..
Притча кончается словами простонародной мудрости: «Счастье –
что трястье: на кого захочет, на того и нападёт!»
Поговорки и приметы
Всякому свое счастье, в чужое не заедешь. Счастье – одноглазое,
оно не видит, кому даётся. У другого такое счастье, что на мосту
с чашкой (про нищего). Кому счастье, кому счастьице, кому счастьишко,
а кому и одно ненастьице. Счастье – в нас самих, а не вкруг
да около. Домашнее счастье – совет да любовь. Лады в семье –
больше счастья не найти, хоть весь свет обойти. Даст Бог здоровья,
даст и счастья. Счастье – мать, счастье – мачеха, счастье –
бешеный волк. Со счастьем на клад набредешь. Не родись ни умен,
ни красив – родись счастлив. Счастливому и промеж пальцев вязнет.
Счастье – что вешнее вёдро (непостоянно). Счастье – что палка
– о двух концах. Счастье с несчастьем повстречается – ничего
не останется. Первое счастье – коли стыда в глазах нет. Счастье
велико, да ума мало. Дураку – везде счастье. Глупый будет счастья
ждать, а умный Бога об работе молить.
На Луку полуденный ветер – к урожаю яровых. Коли солнце заходит
красно – к холодному лету, к ветрам колючим. Синие облака плывут
высоко – к хорошей погоде, низко – к теплу. Начало таять с северной
стороны – к теплому лету.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Народная Русь»,
Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992
|
|