|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > весновка
|
ВЕСНОВКА, ЕВДОКИЯ-ПЛЮЩИХА – 1 МАРТА
|
|
|
|
Евдокея
весну снаряжает |
|
Весновка, Весенница, Свистунья, Пролетье, «Аўсень» (белорус.), Авдотья-весновка, Евдокия-плющиха,
Плюшниха, Плюшки, Евдокия – подмочи порог, Дунька-свистунья,
Евдокия-свистунья, Авдотья Каплюшница, Евдокия Капелюшница,
Новичок, Даниил-новичок, Первая встреча весны, Летник (серб.), «Аўдокiй» (белорус.), Святая Евдокия.
На момент введения Юлианского календаря: 1 марта
Дата по календарю XVI века: 1 марта
Дата по старому стилю: 1 марта
Дата по новому стилю: 14 марта
1 марта – новичок. Помин по летосчислению дедов-прадедов, когда
март, возглавляя строй месяцев, открывал гулянья Новогодья*.
До середины XV века на Руси к этому празднику выращивали вишни.
Дома, в кадках. К миру и ладу, на счастье и благоденствие, дескать,
вишня в Новогодье расцветает.
По первым дням судили о погоде: 1 марта говорило какова будет
весна, 2 марта – лето, 3 марта – осень, 4 марта – зима. Если
день ясный, то и соответствуещее время года будет солнечным,
если холодно, то это время года также будет холоднее обычного.
Весну «окликали», лето «вызывали»:
|
Лето, лето, вылазь из подклета,
А ты, зима, иди туда –
С сугробами высокими,
С сосульками морозными,
С санями, с подсанками! |
Веснянки, величавы, протяжны, пелись хором. В них надежды на
перемены к теплу, зиме заклятье – шибче б ей под гору катиться,
назад не вертаться постылым холодом.
|
Принесла весна
Золоты ключи,
Ай люли-люли,
Золоты ключи.
Ты замкни, весна,
Зиму лютую,
Аи люли-люли,
Зиму лютую... |
В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция
не работать 1 марта сохранялась до XIX века. У чехов и, отчасти,
у немцев первое число марта почиталось за начало весны и первым
днём в мире. У древних славян совершалась торжественная тризна
с факелами. Творили оклички покойникам, воспевалась кончина
зимы. Встречая весну, селяне изгоняют Смерть или Зиму: выносят
из деревни соломенное чучело, изображающее Смерть, топят его
в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду. Зима слепнет
и гибнет под жгучими лучами весеннего солнца, в быстрых потоках
растопленных ими снегов. Этот праздник у южных шведов и готов,
у силезцев, полабских славян и чехов известен под именем Заморенной
Зимы и Возобновляющейся Весны. У последних весна встречается
песней:
|
«Уже несём смерть из веси,
А новое лето до веси.
Здравствуй, лето любезное,
Обилье зелёное!» |
Весь – село, поселение.
В этот день может глянуть нежданно-негаданно солнце, да так
грянет жарко, что все снеговые завалы приседают. То Евдокия
снег плющит. Плющиха она. А то как ветры засвистят, что народ
не рад! Холод липкий, цепкий, даже солнце съёживается. «Приехала
свистунья» – с досадой машет рукой мужик. Евдокия открывает
весну, и с этим днём связано много примет и обычаев.
Первый призыв весны начинается с этого дня; дети и девицы влезают
на кровли амбаров, всходят на ближайшие холмы и пригорки и оттуда
причитывают: «Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью,
с великою милостью». Тот же призыв повторяется 9-го, 22-го
(в меньшей степени) и 25-го марта, на Красную Горку. В некоторых
местностях обрядовые причитания прямо обращаются к Ладе, богине
летнего плодородия, любви и брачных связей:
|
Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати,
Весну закликати! |
Или:
|
Благослови, Боже,
Благослови, мати,
Весну закликати,
Зиму провожати!
Зимочка – в возочку,
Летечко – в човночку. |
Зима отъезжает по сухому пути – на возу, а Лето
приплывает на челноке, пользуясь весенним разливом вод. В старину
закликание Весны должно было сопровождаться жертвенными приношениями.
И доныне 1-го марта, на утреннем рассвете, болгары выходят встречать
Весну с нарочно приготовленным круглым хлебом, наши поселянки
расстилают на поле новый холст, кладут на него пирог и, обращаясь
на восток, говорят: «Вот тебе, матушка Весна!» Затем,
оставляя свои дары под открытым небом, они возвращаются домой,
с надеждою, что матушка Весна оденется в новину и за принесенную
ей хлеб-соль уродит в изобилии лён и коноплю.
В Белоруссии в этот день проводили «гуканье весны».
Звонкие, радостные песни разносились повсюду. Девушки собирались
на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и севши
пели весенние песни-вяснянки до поздней ночи:
|
«Гэй вясна, гэй
красна,
Што ты нам вынесла?
Ці сала кусочак?
Ці масла брусочак?
Ці па яечку?
Ці па піражэчку?
Гэй, вясна, гэй красна,
Закідай сані
Ды едзь калёсамі.» |
Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости,
любви. В своих песнях они не только приветствовали приход тёплых
дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей
готовности к любви, браку.
А тёплое солнышко – сплошь да рядом пригревает, под эту песенку,
совсем по-весеннему, – словно и впрямь собирается уже вести
красное летечко с травой-муравой шёлковою, со цветами пёстрыми
духовитыми, с ягодами сладкими да со страдой-работою, со жнитвом,
с покосом. С Евдокеи – снег, по старинному поверью, приобретает
особую, целительную, силу; старухи-знахарки собирают его в облюбованных
местах по пригоркам, обогретым солнышком до проталин, и дают
после, из тщательно сохраняемых ото всякого лихого глаза кувшинов,
болящему сельскому люду, – на пользование против самых разнообразных
недугов-болестей. Снежицей больных мыли, и бывало, ставили на
ноги. Снежицей стены дома обмывали, цветы поливали. Приносили
такую водицу курам – и те нестись через неделю начинали. И дышать
начинали стены, и не гнело к земле человека в тот день, когда
он снежицей умывался.
Женщины по-своему встречали весну. Они
выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они
посодействуют их скорому прилёту. Девушки брали этих птиц и,
исполняя «веснянки», подкидывали их вверх: «Жаворонки
прилетите, весну принесите!».
Парни раскладывали костёр, на котором палили разные старые вещи.
К девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда
начинали вместе водить хороводы. Парни делали качели, на которых
молодёжь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше,
чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета,
что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лён и другие
растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях
хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
В некоторых сёлах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «весновку» – красивую девушку. На голову ей одевали
венок, сажали на борону и с песнями возили вокруг костра.
На Украине дети носят в руках сделанную из дерева ласточку,
ходят с нею от хаты до хаты и прославляют наступающую весну.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая
хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. Дети
тоже собирались своей группой. Бегали по деревне, не пропуская
ни одного дома. Пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего
урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки,
сушёную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме,
устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные
истории.
В России начинают с первого марта посещать могилы родных и продолжают
это с обрядным поминовением за упокой до честного Семика (10
мая). Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное
прощание со всеми умершими, родными и знакомыми.
В Белоруссии считается, что женщинам в этот день нельзя прясть,
а резать можно только овчинными ножницами. Мужчинам дозволяется
всё делать. В некоторых местах совсем не работали, чтобы не
прогневать покутницу, которая, как считалось, «дзержа ў руцэ
лета» (держит в руке лето).
Плюшниха, плюшки. Так поселяне называют черты, разделяющие лёд
и снег на клочки – плюшки. Эти плюшки появляются после оттепели.
Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские
утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные черты.
Тогда старики говорят: «Плюшниха провела плюшки».
В народе, о бабоньке рождённой в день Евдокии, говаривали всякое:
«И накудесить может, того гляди пройдет у чужого двора – и всякий
парень, что хлесткой плёточкой огретый, обернётся на неё. Закружит
Евдокия – ох не сдобровать мужичьему сердцу!» Представляли деревенские
жители Евдокию вдовой бабонькой. Горяч у Евдокии не только взгляд,
но и характер.
Денёчек этот бабоньки чтили. Молодухи спешили приветить Плющиху,
чтобы не обернулась вдовья надсадушка в их сторону. А вдовые
Евдокию просили, чтобы от их изб сиротство отошло. В этот день
старались не прясть.
Поговорки и приметы
Евдокея весну сряжает. С крыш потоки, под желобом – ушат. Весновка,
замочи подол. Евдокея благоволит, да и насорит. Евдокея красна
– и весна красна. «Святы Аўдакея сокі збіраець» (белорус.).
«На Яўдокі – голы бокі» (белорус.). На плющиху погоже – всё
лето пригоже. На Евдокеи погожо – всё лето пригожо. Откуда на
Евдокеи ветром повеет, оттуда он подует весной и летом. Отколе
ветер на Евдокию – оттоле и во все лето. Коли Евдокея с дождём,
то быть лету мокрому. На Евдокеи снег – будет урожай, теплый
ветер – мокрое лето, ветер с полуночи – холодное лето. Тепло
светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь.
Если на Евдокею холодно – скот придётся кормить две лишних недели
(по весне). Евдокея умоется – и нас обмоет. Если на Евдокею
курица из лужи воды напьётся, то на Благовещенье – вол (белорус.).
Коли курица на Евдокию снежицы напьётся, то и овечка на Егория
(23 апреля) травушки наестся. На Евдокию снег – в жнивень (август)
урожай с полей всех. На Евдокию бывает, снегом собаку в стоячь
заносит. Новичок (молодой месяц) под Евдокею с дождём – быть
лету мокрому. Усли грачи прилетели до Евдокии – лето будет мокрое,
а снег сойдёт рано. Мороз и северный ветер – к холодному лету.
С Евдокеи ворона больно шибко кричит – весна скоро (помор.).
В Белоруссии по погоде в этот день делали прогнозы на будущее:
тёплый день ворожил тёплую весну и лето и особенно удачный сенокос;
дождь обещал урожай на жито; туман – на бобовые растения; мороз
грозился приморозить гречку во время её цветения; редкие для
этой поры бураны и метели предсказывали большой холод на весь
год. В этот день бабак просыпается, выходит из норы и начинает
свистать. Пришли Евдокеи – мужику затеи, соху точить, борону
чинить. «Одна ластівка ще весни (погоди) не робить» (укр.).
«Ластівки вилітають – погоду обіцяють» (укр.). «Хто в руки ластівку
або її яйце візьме, у того обличчя вкриється ластовинням» (укр.).
Плюшниха провела плюшки. И март на нос садится, коли на Евдокей
мороз прилунится. День Даниила Новичка. Даниил Новичок умылся
и нас дождём умоет. От Водокрещей – до Евдокей живёт семь недель
с половиной.
_________________
*) До 1492 года был гражданский «книжный» календарь, в котором
год начинался по римскому стилю – с 1 марта, и неофициальный
лунный календарь, в котором год начинали со дня последнего новолуния
перед весенним равноденствием (21 марта). С 1492 года (7000
год от сотворения мира) начало года установлено по византийскому
стилю – 1 сентября. С 1700 года Пётр I установил встречать новый
год 1 января – по греческому образцу.
«Мартеница»
– южнославянский, румынский и молдавский праздник 1 марта >>
Источники: «Народная
Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
«Рускiе
простонародные праздники и суевѣрные
обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Быт
русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М.:
«Русская книга», 1999;
Праздники
Беларуси – http://www.calend.ru/holidays;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
- Мн.: 1992;
Кароткі каляндар
свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору
БДУ; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда»,
1991;
«Українські
народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України»,
1993 |
|