|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > позимный
|
ПОЗИМНЫЙ,
АЛЕКСЕЙ – ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ – 17 МАРТА |
|
|
|
С
Алексея снег тает от земли, а лёд – от воды |
|
Позимный, Солногрей, С гор потоки, Из сугроба
кувшин пролей, Водотёк, Алексей – человек Божий, Олексий, «день
Теплого Олексія» (укр.), «Дзень рыбалова» (белорус.).
Современная дата: 17 марта (30 марта ?)
Дата по календарю XVI века: 17 марта
Дата по старому стилю: 17 марта
Дата по новому стилю: 30 марта
В этот день местами не работают. Устраивают проводы зимы с угощением
жёниной родни. Полагается пить праздничное питьё – медово-берёзовый
взвар. Готовят его так: берёзовый сок (6 частей) смешивали с
мёдом (1 часть) и в течение 2-4 часов томят в печи. Потом остужают
и разливают по кувшинам.
На Украине в этот день закликают весну.
Окончательно портится санный путь. В этот день нельзя садиться
в сани, а то прокатят они тебя мимо желаний. Так говорили старые
люди, выкатывая телегу во двор. На Алексея-солногрея выверни
оглобли из саней, на поветь подними сани.
Проливает он Алексей, окатывает вешней влагой и пригорок, и
берёзу, и всякий куст. Сводит он зиму на нет. Жаворонок прилетел
– тепло принёс, зяблик – стужу посадил мужику на нос. Опускают
пряжу в воду для белизны и прочности.
После дня теплого Алексея в южных губерниях начинают сеять овёс
и ячмень. В Белоруссии рыболовы должны были на Алексея – своего
опекуна – напрясть ниток и сплести из них бродник или какую-нубудь
иную сетку. Существовало предание, что такая «прылада»,
сделанная за один день, будет ловить много рыбы.
На Севере воспевали странники хожалые о св. Олексии:
|
Лико его пишут на иконы,
Житие Олексиево во книгах.
Кто Олексия воспоминает
Во всяк день его, света, на молитвах,
Тот избавлен будет от вечныя муки,
Доставлен в небесное царство... |
Звонкие весенние ручьи, тепло предапрельского солнышка особенно
радовали ребятишек. Большую часть времени они уже проводили
на улице, затевая разные игры. Одна из них – «Родничок».
Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья,
обхватывая впереди стоящего руками за пояс, и поют «Разлился
ручеек». Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на
другую сторону, при этом мешая друг другу, придерживая, стараясь
столкнуть в воду. Тот из ребят, кто коснется воды, из игры выбывает.
Поговорки и приметы
Алексей – человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит. Придёт
Алексей, человек Божий, брось сани на поветь. На Алексея сани
покинь, телегу подвинь. Пришёл Алексей – выверни оглобли из
саней. На Алексея зима потеет (белорус.). Сверху печёт, снизу
течёт. Алексей с теплом – весь год с добром. Каковы ручьи, таковы
и поймы (вешний разлив). Алексей пришёл – ледок поколол. С Алексея
снег тает от земли, а лёд – от воды. С гор снеговая вода – на
богат укос. Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались
снега разом – быть плохим кормам. На Алексея Тёплого доставай
ульи. Если в этот день тепло, то и весна будет тёплой. Снег
скоро тает и вода бежит дружно – жди мокрого лета. Рыба со стану
(с зимовья) трогается и трется под берегами на Алексея.
Прилёт скворцов. На берёзе грачи, возле дублянок – скворцы.
Если разрыв между появлением скворцов-разведчиков и массовым
прилётом стай минимальный – до суток, то весна ожидается дружной
(и наоборот). Исчезли скворцы – жди непогоду. Жаворонок прилетел
– тепло принёс, зяблик – стужу посадил мужику на нос. Прилетела
трясогузка –- вскоре вскроются реки. Дикие гуси приносят на
крыльях настоящую весну. Гуси летят высоко – жди снега.
По обилию сережек на орешнике можно судить о будущем урожае
орехов.
Как только лещина украсится сережками, земля больше не будет
промерзать – можно сеять редис и мак, ноготки и васильки. День
гусиных боев, спускают гусаков. После дня теплого Алексея в
южных губерниях начинают сеять овес и ячмень.
Источники: «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля»,
13.01.2009 №5-6; «Українські
народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання
України», 1993;
Месяцеслов,
Комплексная работа с текстом, Рухленко Н.М. - http://rus.1september.ru/2004/02/5.htm
|
|