|
|
|
Нарядные женщины, украшенные
лошади, запряжённые в сани – приметы праздника |
|
belarus.by, Белорусские народные
и государственные праздники.
Масленицу праздновали в основном в восточных районах Беларуси
среди православных (у католиков это запуски в последнюю неделю
февраля). В субботу перед Масленицей
поминали умерших, чтобы иметь их поддержку и помощь в будущей
сельскохозяйственной работе. Большое значение во время этого
праздника имела обрядовая еда – блины.
Существовал обряд «Цягаць калоду». В нём принимали
участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло всю ночь.
Женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком
дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно
неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду,
а сами цеплялись за неё, чтобы было тяжелее. Когда мужчина хотел
быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.
В некоторых деревнях «спраўлялі Уласа». В сани, убранные
цветами, садилась хозяйка какого-либо двора, а остальные с песнями
возили её по деревне. Всех мужчин, которые встречались по пути,
хватали и начинали подбрасывать вверх, пока те не платили выкуп.
Часто участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К переодетым присоединялся
музыкант (мужчина). Заходя в дом, они переворачивали посуду,
раскидывали постель, одежду, буянили до тех пор, пока не получали
от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, переодетые отправлялись
в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.
Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости
друг к другу на украшенных повозках.
У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодёжь собиралась,
когда темнело на улице: пела, плясала.
Во время Масленицы в гости к бабке-повитухе шли женщины и молодые
мужчины. После угощенья торжественно выводили её из дома, сажали
в сани, а сами, впрягшись в них, возили бабку по деревне с шутками,
песнями.
В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили
в гости друг к другу, к тёще «на блины» приходил зять
с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать
вместе, так как с понедельника наступал Великий пост. Ели в
основном молочное. В этот вечер во многих местах Беларуси проводился
чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин
садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили
братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой
справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь
кланялся до земли всему семейству, прося таким образом прощенья
за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело – соломенную бабу
или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.
После революции и во время войны Масленицу официально не отмечали.
В 1970–1980 гг. отмечался праздник «Проводы зимы».
С 1990-х гг. начали возрождаться традиции празднования Масленицы
в основном в деревнях, причём в каждом населенном пункте этот
праздник имел свои особенности.
В белорусских городах устраиваются праздники прощания с зимой:
шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры,
катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные
гуляния на улице, катание с горок. В школах многие учителя проводят
беседу о взаимоотношениях в классе, где дети просят прощения
друг у друга, у учителя, а он у них.
<<
Праздник Масленица
Источник:
Белорусские
народные и государственные праздники - http://www.belarus.by
|