|
|
|
Люди
искренне радовались приходу весны |
|
Масленица, Маслена, Масленая, Масленая неделя,
Сырная неделя, Молочная неделя, Всемирный праздник, Прожорная
неделя, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Объедуха, Широкая
масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Блиноедка,
Боярыня Масленица, «Колодій» (укр.).
На момент введения Юлианского календаря: 11-20 февраля
Дата по календарю XVI века: 11-20 февраля
Дата по старому стилю: 11-20 февраля
Дата по новому стилю: 24 февраля - 5 марта
Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Исстари сложилось убеждение, что «не потешишь на широкую
масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
Поэтому масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах
устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными...
На масленицу было принято «есть до икоты, пить до перхоты,
петь до надсаду, плясать до упаду». В этот день «У
Власия и борода в масле».
В стародавние времена Масленицу справляли, славя скотьего бого
Велеса-Волоса, его доброе покровительство всему крестьянскому
хозяйству. С надеждой поглаживая бока только что народившейся
кормилицы-коровушки, и ныне в глубоких деревеньках можно услышать,
как просят молитвенно крестьянки:
|
Боже, благослови и умножи
стадо наше,
сотвори и укрепи его,
и избави от насилия нечистой силы,
от наветов завистника,
от зверя рыскучего!
Огради, Боже, наше стадо
железной оградой
и ангелами Твоими святыми! |
В субботу перед Масляной неделей отмечают Масляные Деды, поминая
умерших родственников. Первый испечённый блин на Масленице посвящали
Власию или умершим, давали нищим в память о предках или съедали
его за упокой усопших. Масленица была также праздником молодых
семей, начала новой жизни. Время после Крещения до Масленицы
называлось свадебным.
Сейчас празднуют Масленицу перед Великим постом.
Раньше, по-видимому, праздник начинался на
день Велеса и был связан с молочными продуктами – масло, сыр,
творог, блины на молоке, пышки с молочною кашею. Праздник посвящался
первой встрече весны (всего их три): «Скотий бог – сшиби
с зимы рог»,** и молочному
новому году, ведь за месяц перед отёлом корову не доят, а отёл
был на «Телятника».
Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины больше всего веселились
и гуляли в масленичный четверг, называемый Власием или Волосием,
полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.
Существовал обычай на Масленицу «справлять
Власа». В других местностях Белоруссии четверг рябой
недели (перед Масленицей) назывался «Валосы» – кривой
четверг, праздник скотины: «На Волосого бліны пыклы ці
оладкы, коб булы вылы кладкы». В Белоруссии, если Власий
совпадал с Масленичной неделей (последней перед Великим постом),
то говорили: «На Власа бери ковшом масла».
Блины, печенье в виде креста, костры, чучела, куклы, ряженые,
игры, забавы, конкурсы, катание на санках. Весь народ от малого
до большого на какое-то время впадает в самое настоящее детство.
На неделю или на один день – как у кого принято. Ведь масленица
же – такая красочная, яркая, весёлая, милая.
|
Как на масленой неделе из трубы блины
летели!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои…
И сыр, и творог, всё летело под порог!
Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои… |
Празднование масленицы проходит со всеми её атрибутами – сжиганием
чучела (на седьмой день после встречи), костром, блинами, ароматным
чаем из самовара, ярмаркой и уличным кукольным театром с главным
героем Петрушкой. Причем соломенное чучело Масленицы (раньше
это была Кострома или Марена) может получить неоднократное отражение
в маленьких соломенных фигурках, с которыми ходят некоторые
зрители. Шест или крест, на котором висит чучело, под конец
действа падает в костёр.
Народ расходится вовсю, порой не зная смысла этого праздника,
его природы. Кто не развлекается, всё равно как-то отмечают
это – пекут блины, сжигают чучело или участвуют в конкурсах.
Мальчишки верёвку схватят и к девочкам: «смотрите – змея!».
И даже некоторые взрослые мужчины веселятся как малые дети –
залезают на высокий столб, чтобы достать петуха под весёлые
возгласы толпы.
Даже после принятия христианства празднование масленицы на Руси
всегда носило полухристианский, полуязыческий характер. Для
христиан это была подготовительная неделя перед Великим постом
– так она вошла в христианский календарь.
Настоящий источник масленицы – в старой вере наших предков (ведизме
– от слова ведать, знать), где она была не просто праздником,
куклой или чучелом, а символом зимы, холода, смерти, навьего
мира. Давайте посмотрим, какой смысл имели так любимые народом
атрибуты и традиции масленицы.
Блины, имевшие форму солнечного (или лунного***)
диска, вероятно, носили характер ритуального хлеба. Опару готовили
из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь стряпухи причитали: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко,
подуй на опару». Первый блин особый, его посвящали умершим
своим предкам, оставляли его на могиле, часто клали
на подоконник птицам – всё тем же духам предков.
Костёр – символ солнца, тепла и очищения. В обычае на масленицу
собирать и сжигать мусор, чтобы оставить нечисть уходящей зиме
и самим очиститься у костра от недугов.
В первый день Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых
в соответствующие их полу платья – женское и мужское, возили
на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали
на самом высоком месте. Изначально “встреча” проходила так,
как в последствии только в песнях пелось – “уливая горки маслом”,
“усыпая сыром”. Причина столь торжественной встречи заключается
в том, что эта пара – божественные жених и невеста.
Особый почёт был у молодых (молодой семьи). Им полагались самые
красивые наряды, и позволялось первыми съехать с горки. Кроме
молодожёнов, право кататься с гор было у молодёжи и детей. Девушкам-невестам
на этих горках парни устраивали смотр. Все крутилось вокруг
любви – песни, припевки и пр.
На масленицу принято было всё делать шиворот-навыворот. Одной
из характернейших черт Масленицы является ряжение, одевание
тулупов шерстью наружу, ношение звериных масок и шумные карнавальные
пляски в домах и на улицах. Рядятся как и на Коляду в медведя,
коня, быка, козу, гуся, журавля. Особенным шиком считалось переодевание
мужчин в женские одежи и наоборот. Даже лошадей рядили – лошадь
была олицетворением Солнца-Ярилы. Обязательно следовала развесёлая
поездка с разнообразными песнями из всего годового репертуара
и частушками под аккомпанемент рожков, балалаек и свистулек.
Почти в каждом доме всю честную компанию непременно угощали.
Каждый день Масленой недели имеет своё название
и определённый обряд.
Первый день (понедельник) – встреча. Ведётся подготовка
к гуляниям – устраиваются общественные горы, качели, вислые
и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы
с сладимыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности
и лени; здесь копейка ставится на ребро. Не ходить на горы,
не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать
сладимых яств – значило в старину: жить в горькой беде, и то
при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
Начинают печь блины. Первый блин всегда отдают нищим на помин
усопших или птицам – душам умерших. Второй день
(вторник) – заигрыши. С утра молодых людей приглашают кататься
с гор. Родных и знакомых – кушать блины. Третий день
(среда) – лакомки. Тещи приглашают зятьев на блины. Четвёртый
день (четверг) – широкий разгул, в Белоруссии – “Валоссе».
С этого дня начинается активное празднование Масленицы. Народ
предаётся всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели,
катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки,
людные катания на санях. Пятый день (пятница)
– тёщины вечерки. Зятья приглашают тёщу на угощение, на блины.
Шестой день (суббота) – золовкины посиделки.
Молодые невестки приглашают в гости к себе золовок. Новобрачная
невестка дарит золовкам подарки. Седьмой день (воскресенье)
– прощённое воскресенье. В последний день Масленицы расправляются
с соломенным чучелом: сжигают (обязательно «на горке»
– на какой-нибудь возвышенности), топят в реке или терзают в
клочья на поле (чтобы был урожай). Провожают зиму до следующего
года. Все просят друг у друга прощения и освобождения от грехов.
Кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит».
Под звук капели провожают Зиму-Марену. Весна готовится вступить
в свои права.
Именно в масленице русская душа вырывается на волю, это поистине
национальный праздник, говорящий всё о русском народе. М.Забылин
сообщает, что в конце XVII века патриарх РПЦ «хотел уничтожить
этот бесовский праздник, но не успел; однакож он сократил время
его на 8 дней, тогда, как прежде оный продолжался до 14 дней».
Кстати, кроме русов (русских, украинцев, белорусов) Масленицу
по своему отмечают в Литве (Užgavėnės), Латвии,
Эстонии (Vastlapäev), Норвегии (Fastelavn), Дании (Fastelavn),
Исландии (День пирожных, Взрывной день), Нидерландах (Карнавал,
Марди-гра), Люксембурге (Burgsonndeg), Германии (Faftnadht),
Чехии (Масопуст), Греции (Апокриес), на Кипре (Апокрия), в Македонии.
Поговорки и приметы
Первая оттепель – вздохнули родители. Сыр, сметану, масло вкушай,
все беды-щедростью души избывай. Не всё коту масленица. Милости
просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Блин не клин, брюха не расколет. Без блина не масляна. На горках
покататься, в блинах поваляться. Сваталась Маланья на масленице,
думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица
только ставит молодых на показ. Выпили пиво об масленице, а
с похмелья ломало после Радуницы. Перепелиные косточки, бумажное
тельце, сахарные уста. О масленой – неделю пируешь, семь опохмеляешься.
Масленица, семикова племянница. Масленица объедуха, деньгам
приберуха. Звал, позывал честный семик широкую масленицу к себе
погулять. Маслена: честная, веселая, широкая, всемирный праздник.
Масленица-блинница – скоморошья радельница. На горах покататься,
в блинах поваляться. Отдадим почтенье на сырной в воскресенье
(т. е. напроказим, перерядимся и пр.). Широка река Маслена:
затопила и Великий Пост. Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про
пост вспоминай. Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу
к себе погулять. Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.
Прохор и Влас – никак скоро весна у нас. Прольёт Власий маслица
на дороги – зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором
следом. «Не женився єси, то колодку носи!» (укр.).
Зять на двор – пирог на стол. У тещи про зятя и ступа дает.
Придет зять, где сметанки взять?
Описание
Масленицы по Сахарову И.П. >>
Масленица
(Масляна) на Украине >>
Масленица
(Масленіца) в Белоруссии >>
_________________
*) Дата определена по Велесову дню (11 февраля), когда «У
Власия и борода в масле». Вероятно Масленица продолжалась
по 22 февраля, т.к. 23 февраля говорили – «Убирай, девка,
наряды, закрывай сундуки. Коли до Масленой свадьба не сыграна
– сиди по поздней весны без ухажёра». Или до Тимофея-Весновея
(21 февраля), когда после сжигания чучела Зимы ждали первого
проявления Весны.
В Болгарии день Фёдора или Тодора Тирона
(17 февраля) называется «Тодоровдень» и празднуется
в первую субботу после Прощеного воскресения (Масленицы). Это
может служить дополнительным подтверждением, что раньше Масленица
(сейчас привязанная к пасхальному циклу) отмечалась во второй
половине февраля.
**) У древних римлян, например, до VII...III веков до н.э. начало
месяца, приходились на новолуние, а новый год на последнее новолуние
перед весенним равноденствием – 1 марта.
Главные праздники (поминальные дни) на Руси отмечались через
3, 9 и 40 дней после какого-либо знаменательного дня. Например
рождество приходится на 3-й день после зимнего солнцестояния,
а новый год на 9-й день. Купала отмечается через три дня после
летнего солнцестояния, а Воздвиженье (наступление осени) – через
три дня после осеннего равноденствия на Федóру. Сретенье
(первая встреча весны) наступает на 40-й день после зимнего
солнцестояния, а Вознесение – на 40-й день после весеннего равноденствия.
***) В карпато-русинских песнях сохранились воззвания, сравнивающие
месяц с круглым блином: «Свети, месячку, свети ясно, як
млынске коло»; «зoйди, месячку, так, як млынске коло».
[А.Афанасьев]
Источники:
В.Лобачёв – по материалам интернет и информаторов,
Язычество
древних славян, Рыбаков Б. А. - М.: 1981;
Переходящие праздники // «Сказания
русского народа, собранные И. П. Сахаровым» - С-Пб: 1895; «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»,
Снегирёв И.М. - М.: Советская Россия, 1990; «Рускiе
простонародные праздники и суевѣрные
обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 3 - М.:
1995;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Масляница»,
Дубровский Н. - М.: 1870; «Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина,
1994;
Русская хронология,
Черепнин Л.В.;
Праздники
Болгарии – http://www.calend.ru/holidays/bulgaria;
Месяцеслов,
Комплексная работа с текстом, Рухленко Н.М. - http://rus.1september.ru/2004/02/5.htm
|