|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > русалин-день
|
РУСАЛИН-ДЕНЬ, ВИЛЫ – 10 МАЯ*
|
|
|
|
Встреча с русалкой обещала
несметные богатства или оборачивалась несчастьем |
|
Русалин-день, Русалкин день, Вилы, Мавки
(укр.), «Іван-ды-Мар`я» (белорус.).
На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на Семицкий четверг.
В христианскую эпоху день был приурочен к Троицыну и Духову
дням. Семицкая неделя ещё в XII веке была известна под именем
русальной. В Киевской летописи под 1170 годом сказано: «Володимеру
бысть болезнь крепка, ею же скончался мая в десятыя русальныя
недели в понедельник». Народная память связывает праздник русалок
с Перуновым днём, начиная его с Семика.
На этот день приходились обрядовые шествия с берёзой вокруг
или вдоль полей и деревень, трапезы, молодежные гулянья, хороводы,
игры.
Это день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями-русальими
духами своего рода. Согласно преданиям русалками и русалами
становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или
ушёл из жизни добровольно. В Русалкин день «их души выпущены
на волю».
Крестьяне верили что русалки до Духова дня живут в водах; на
Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности
воды, выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу,
и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь
и ячмень – колосистее. О русалках и мавках рассказывают, что
они бегают по колосистым нивам, хлопают в ладоши и приговаривают: «ух-ух, соломяный дух! мене маты породыла, не крещену положила
(или: схоронила)».
Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты
бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели- рели!» «гутыньки-гутеньки!» Остерегаются купаться на
Духов и Троицын день; уверены, что на гряной неделе опасно одному
ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить.
Особенно опасаться русалок следовало девушкам, а также детям.
Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод,
защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной
недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в
поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после
Троицы во время христианства) погибали или умирали дети, то
говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься
надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен
и чеснок. Есть ещё одно средство избавиться от русалок во время
нападения: нужно начертить на земле крест, который обвести кругом
чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся;
походят, походят около черты, а потом и спрячутся.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть
вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках
дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки
исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать
тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья,
наслать неурожай, ливни, бури или засуху. Встреча с русалкой
обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем.
Встреча русалок
Наши предки считали, что во время русальной недели русалки выходят
из воды, где они пребывали зимой в спячке, а по весне пробуждались.
Выходят они в леса, на луга, на нивы. Их необходимо было задобрить,
чтобы они не сбивали цвет у жита, а наоборот, чтобы оберегали
нивы, способствовали урожаю. В русальных обрядах главное участие
принимают девушки и молодые замужние женщины, а парни в этих
обрядах участие почти не принимают.
На Украине молодицы, празднично одевшись, собираются вместе
и идут в лес, на поле или перекрёсток, раскладывают еду, зовут
русалок есть и пить с ними, охранять их ниву, поют русальные
песни и необычайно бурно-весело проводят эти дни. На межах своих
полей раскладывают еду и оставляют для русалок. Мужчины и женщины
переодеваются, одевают маски и с бубнами, сопилками и волынками
устраивают весёлые игрища. Селяне считали этот обряд обязательным,
потому что русалки за непочтение могут наделать много бед и
на нивах и с их детьми. Существовал целый цикл русальских песен,
из которых лишь немногие сохранились:
|
... Ой біжить, біжить мала дівонька,
А за єю та русалонька. «Ти послухай мене, красна панночко,
Загадаю тобі три загадоньки,
Як угадаєш – до батька пущу,
Не угадаєш – до себе візьму:
Ой що росте без коріння,
А що біжить без повода,
А що цвіте да без цвіту?»
„Камінь росте без коріння,
Вода біжить без повода,
Папороть росте да без цвіту».
Панночка загадочок не вгадала,
Русалочка панночку залоскотала... |
Плетение венков
На Русалии для русалок, «щоб бавилися й нас не зачіпали»
девушки выполняли ритуальное действие «завивание венков».
С утра девушки выпекают пирожки и готовят яичницу (обязательное
блюдо троицких обрядов). В обед молодёжь собирается на одном
из дворов. Ставят посредине срубленную берёзу, а под ней горшок
с водой.
В назначенное время одна из девиц подходит к «кущу»,
переворачивает посуду с водой и вытягивает берёзку. Держа её
в руках, идёт к открытым воротам. Ход сопровождается песней.
Её поёт ведущая, а остальные подхватывают:
|
Ой завью венки на все святки,
Ой на все святки, на все праздники,
Да рано, рано на все праздники,
А в бору сосна колыхалась,
Дочка батюшку дожидалась:
– Ой мой батюшка, мой голубчик,
Ты приёди сюда хоть на летечко;
У меня в тыну под воротами
Сине море разливается,
Паны и гетманы собигались,
Сему диву дивовались. |
Когда идут селом в лес, девчата поют песню:
|
Проведу я русалочку до бора,
А сама вернусь до дома.
Мы русалку проводили,
Горькой осокой заломили. |
На лесной поляне расстилают скатерть, раскладывают принесённую
с собой еду и напитки (обязательно мёд-пиво) и садятся обедать.
По окончанию трапезы девчата расходятся, чтобы плести венки.
Иногда они развешиваются на одном дереве. А когда девушек много,
используют несколько берёзок с таким раскладом, чтобы ветки
разных деревьев можно было достать и сплести их вместе.
Разбившись по парам, плетут венки, не ломая веток. Это действие
сопровождают песней:
|
Ой выгляни, серебряный месяц,
Из-за облачка –
Должна выйти из воды
Сестра русалочка.
Распрощалась она с миром,
Моя милая,
А сегодня должна выйти,
Сегодня зелёная неделя. |
Затем делают из лоскутьев и цветов чучело птицы и сажают на
ветку, а под нею привешивают шейные кресты; иногда, вместо того,
отыскивают траву, называемую кукушкою (orchis-latifolia), и,
вырвав её с корнем, одевают в сорочку, потом кладут на землю
и ставят над нею крестообразно две дуги, покрывая их платками
и вешая с двух сторон по кресту. При этом поют: «кумушки,
голубушки! кумитеся, любитеся, даритеся!» Это называется
кстить (крестить) кукушку или кумиться. Две девицы, поцеловавшись
из-под дуги, меняются крестами и называются кумами. Две девицы,
желающие покумиться, должны обойти вокруг этих берез – одна
навстречу другой, потом трижды поцеловаться сквозь венок и сквозь
венок же передать друг дружке желтое яйцо. Хоровод поёт:
|
Ты, кукушка ряба!
Ты кому-же кума?
Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки! |
Названные «кумушки» обмениваются крестами и кольцами;
а кукушку разделяют на части и хранят у себя на память кумовства.
(В образе русалок и мавок, по народному поверью, являются души
младенцев мертворожденных, утопленников или умерших без крещения.
В течение семи лет, до превращения своего в русалок, души эти
летают преимущественно на Зелёные Святки по воздуху и жалобно
просят, чтоб их окрестили; кто заслышит их грустный, умоляющий
голос, тот должен сказать: «крещаю тебя, Иван да Марья,
во имя Отца и Сына и Святого Духа!» После этих слов они
возносятся на небо, как бы воспринявшие крещение.)
Когда действо с венками и кумлением заканчивается, начинают
выбирать старшую куму.
Каждая из девушек скручивает или завязывает в узел свой платок
и вместе подкидывают вверх. Чей подлетит выше, та считается «старшей кумой». Потом становятся в круг. Старшая
кума приседает, а остальные покрывают её платком, концы которого
привязывают к колышкам; она будто засыпает. Взявши за руки,
подружки танцуют возле «спящей русалки». Через какое-то
время «сплюха» просыпается, бодро встаёт, вливается
в танец-танок и хлопает по рукам присутствующих. Все оживляются,
шутят, громко смеются. После этого все возвращаются в село с
песней:
|
Прилетеля кукушечка
Из тёплого лесочка
Села, пала, куковала
В зелёном садочке.
Ой как вышла Марусенька,
У ней поспрошала:
– Скажи мне, кукушечка,
Долго ли буду у батюшки?
– Будешь, милая Марусенька,
Этот день до вечера.
– Чтоб же ты кукушечка
Семь лет не куковала,
Если ты мне, молоденькой
Правды не сказала. |
В Черниговской губ. обряд завивания семицких венков называется
встречею русалок, а развиванье венков – проводами русалок.
В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных
игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие
народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию
разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг
поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах»
«скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе весёлое
празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот
же самый день.
Поговорки и приметы
Не все то русалка, что в воду ныряет. Ходить как русалка (о
непричесанной девушке). «Пакуль жито красуе (т. е. цветёт),
русалки у жите ходять». «На Русальний тиждень не шиєм, не мажем
на дворе, щоб Русалкам очей не забризкать глиною» (укр.) .
Cвидетельства
очевидцев русалок >>
_________________
*) Дата определена по: Скуративському В.Т. и Афанасьеву А.Н.
«В христианскую эпоху этот день приурочен
к Троицыну и Духову дням». «В современном сербском языке Русаље,
Русаљи означает праздник Троицы и Духов день; у словен Risale
– Троицын день, <...> у чехов и словаков Rusadlje, Rusadla
и Rusadlne svatky – Троицкие Святки». «В Вологодской губер.
Семик называется Русалка». [А.
Афанасьев]
В некоторых месяцесловах указана дата начала
Русалкиной недели.
Источники: «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Скуратівський В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994.
– Кн. 1
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Российский
Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды
– http://www.ethnomuseum.ru;
Преданья
старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Скуратівський
В.Т. Святвечір: У 2 кн. – К.: Перлина, 1994. – Кн. 1 // Ridna
Vira – http://www.svit.in.ua;
Образ русалки в
українському фольклорі, Федорів Марія, Реферат // Вiртуальна
Русь - Бібліотека;
Кабінет-музей
беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ, Май – http://museum.na.by/calandar;
Переходящие праздники.
Духов день
|
|