![Народная культура](../../img_index/z.gif) |
|
![](../../img_index/z.gif) |
![](../../img_index/z.gif) |
![](../../img_index/z.gif) |
![](../../img_index/z.gif) |
![](../../img_index/z.gif) |
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> клечальна суббота
![](../../img_index/z.gif) |
КЛЕЧАЛЬНАЯ СУББОТА, ЛЕТНИЕ ДЕДЫ – СУББОТА ПЕРЕД ДУХОВЫМ ДНЁМ
(10 МАЯ)
|
![](../../img_index/z.gif) |
![](prazdnik/0503_rod.jpg) |
|
«В
троицкую субботу по сёлам и по погостам сходятся мужи
и жёны...» |
|
Клечальная суббота, «Стаўроўскія дзяды»
(белорус.), Летние деды, Родительская суббота, «Кляновая субота»
(белорус.), Пасха усопших, «Зелена
субота» (укр.), Духова суббота, Духовская суббота, Троицкие
родители.
На момент введения Юлианского календаря: суббота перед Духовым
днём (10 мая)
Дата по календарю XVI века: суббота перед Духовым днём (10 мая)
Дата по старому стилю: суббота перед Духовым днём (10 мая)
Дата по новому стилю: суббота перед Духовым днём (23 мая)
В пасхальном календаре этот день выпадает на субботу перед Троицей.
В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам.
Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке
Белоруссии. На остальной территории Белоруссии больше поминали
на «Радуницу».
Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро
чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской
субботы обычно начинается вечером в пятницу, в избах: после
ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду
и приглашает проснувшихся после зимы предков. В окнах вывешивали
рушники (полотенца), чтобы души покойных могли узнать дом своих
родичей. Как и на Дмитров день готовят кутью, блины, яичницу,
мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом
откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют
на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и на ночь вешают
рядом рушник, чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали».
Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут
себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках,
те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого
рода.
В этот день предки покидают загробные миры и живут до осени
среди людей. Ради них дома украшали свежей травой, цветами,
веточками, по улицам срубленные берёзки расставляют.
Клечальную субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы
своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают подношения
церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей
и наиболее близких родных. Родительская справлялась, что называется,
честь-честью. «Опахивают» (обметают) могилы «маем» – пучками
цветов, это называется – «глаза у родителей прочищать» или берёзовыми
ветками. Приносят зелёные яйца, окрашенные в отваре молодой
зелени.
Духову субботу считали днём поминання утопленников и некрещеных
младенцев, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные
дни.
Всю Семицкую (Троицкую) субботу русалки выходят из реки, леса
и раскачиваются на ветвях берёз, прячутся и катаются в цветущей
ржи. А в полночь встревоженный водяной поднимал воду из реки
так высоко, будто бы гора вырастала из воды, но, услышав народные
песни, успокаивался, и вода опять входила в берега. Для защиты
от него всю ночь вдоль берегов молодёжь жгёт костры. Всю троицкую
ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки резво и весело,
с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя
русалок.
В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину,
чтобы не боялась грозы. На Украине существовал интересный обычай.
Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом,
а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если
завяли за ночь, – все в семье доживут до следующей Клечальной
субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник.
Посещение в Клечальную субботу могил – обычай очень древний.
Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот русский дохристианский
праздник, отмечал: «В троицкую субботу по сёлам и по погостам
сходятся мужи и жёны на жальниках и плачутся по гробом с великим
причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники,
они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони
бити и песни сатанинские пети...»
Поговорки и приметы
В семицкий четверг или в троицкую субботу сей ячмень. На седьмую
субботу по пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). В Белоруссии
«у гэты дзень садзілі капусту, каноплі».
Источники:
«В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников Печерский, Собр. соч. в
8 т. - М.: 1976. Книга вторая;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Кабінет-музей
беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ - http://museum.na.by/calandar;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992 |
|