|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> микула с кормом
|
МИКУЛА С КОРМОМ, ТРАВНЫЙ ДЕНЬ, НИКОЛА ВЕШНИЙ – 9 МАЯ
|
|
|
|
В этот день
первый раз выгоняют лошадей в ночное |
|
Микула с кормом, Травный день, Микола травный,
Никола травный, Никола милостивый, Никола вешний, Никола летний,
«Мікола летні» (белорус.), Никола мокрый, Никола с теплом, Никола
тёплый, Никола морской, Никола-угодник.
На момент введения Юлианского календаря: 9 мая
Дата по календарю XVI века: 9 мая
Дата по старому стилю: 9 мая
Дата по новому стилю: 22 мая
День Ярилы и день памяти былинного героя Микулы Селяниновича.
Николин день по значимости он сравнивался крестьянами с Пасхой
и Юрьевым днём.
Никола-вешний хороводы водит, травой кормит, крестьянину велит
ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи,
к семени сорному.
На Николу вешнего крестьянин ни свет ни заря уже в поле. Угощала
хозяюшка мужа своего, пахаря, труженика, никольским пирогом,
от которого сила жизни прибавляется. В Белоруссии говорят: «Святой
Микола по межам ходит, жито ровняет... где вымокла – там подсушит,
где высохла – там подмочит». «Мікола – стары сявец, ячмень сеець...
з левай ручкі засяваець, кінець рэдка – расцець метка» (белорус.).
В этот день проводят обряд «Постриги» для юношей. Первое купание.
Никола вешний считается покровителем лошадей. В этот день первый
раз выгоняют лошадей в ночное. Ребята празднуют ночь с лошадьми
в поле. В ночном на лугах при свете костров парни справляют
свой нехитрый пир: привозится пиво, закуска, жарится неизменная
яичница, а после заката солнца являются и девки. Надзора со
стороны старших в этот день не полагается, и молодёжь на полной
свободе водит никольские хороводы, поёт песни и пляшет до утренней
зари.
Пролившийся в этот день дождь предвещал богатый урожай, но дувший
ветер считался исходящим от непогребенных тел.
Интересные сведения о святом Николае приводит Павел Мельников-Печёрский.
«В лесах на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался,
любимый сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный,
Микула Селянинович, с его сошкой дóрога чёрна дерева,
с его гужиками шёлковыми, с омежиком (Омежь – сошник, лемех
– часть сохи. Присошек то же, что полица – железная лопаточка
у сохи, служащая для отвалу земли.) серебряным, с присошками
красна золота.
Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли
у нас на почитанье Ильи Громовника, а почитанье Волоса, скотьего
бога, – на святого Власия, так и чествованье оратая Микулы Селяниныча
перевели на христианского святого – Николая Чудотворца. Оттого-то
на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний
праздник Николаю Чудотворцу, которого нет у греков, заимствован
был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери
Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле
совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных
праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом» (9 мая),
другой день (10 мая) «именины Матери Сырой Земли».» По мнению
автора, первоначально день посвящался Яриле.
Николин день не везде праздновался в одно и то же время.
А. Коринфский сообщает, что в Казанской губернии (в субботу)
«накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога
Ярилы». Вероятно это относится ко дню «Микулы с кормом», который
также являлся днём Ярилы по мнению П. Мельникова-Печерского.
Русская легенда о Николе и Илье
В давние времена жил-был мужик, Николин день завсегда почитал,
а в Ильин нет-нет – да и работать станет; Николе-угоднику и
молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать
забыл. Вот раз как-то идёт Илья-пророк с Николою полем этого
самого мужика, идут они да смотрят – на ниве зеленя стоят такие
славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай так урожай!»
– говорит Никола. – А вот посмотрим! отвечал Илья; как спалю
я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду
знать да Ильин день почитать. Поспорили и разошлись в разные
стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «продай, – говорит,
– поскорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего
не останется, все градом повыбьет». Мужик послушался. Прошло
ни много ни мало времени: собралась, понадвинулась грозная туча,
страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь
хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою,
и говорит Илья: «посмотри, каково разорил я мужиково поле!»
Никола-угодник в ответ ему заметил, что хлеб мужиком давно на
корню продан. «Постой же, – сказал Илья, – я опять поправлю
ниву, будет она вдвое лучше прежнего». Никола опять к мужику
и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось
– стала мужикова нива поправляться; от старых корней пошли новые,
свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят
землю; чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы
совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнётся
к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая
стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен,
уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет мимо
Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит:
«постой же, отыму я у хлеба спорынью: сколько бы ни наклал мужик
снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник
идёт к мужику и советует ему, во время молотьбы больше как по
одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить: что ни сноп,
то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и
всё еще много остается; пришлось строить новые анбары.
Поговорки и приметы
До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы – живи, не тужи.
С Николы вешнего крепись, хоть разопнись, а с Николы зимнего
– живи, не тужи. С хлеба на квас да на воду о вешнем Николе
перебиваются, на зимнего заниколят – три дня опохмеляются. На
Вешнего голодного Николу не до разносолу. Пришёл бы Никола,
а тепло будет. До вешнего Николы не следует купаться. До вешнего
Николы не должно конопель мочить в воде. В Николин день выгоняют
лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм. Майская
роса коням лучше овса. Никола весенний лошадь откормит, осенний
– на двор загонит. Вешний Никола подножный корм лошадям несёт.
Никола вешний – праздник конюхов. Святой Юрий пасёт коров, а
Николай коней. Городи городьбу (околицу) после Николина дня.
С Николина дня «заказываются» луга (на которых нельзя пасти
скот). Велика милость божья, коли в Николин день дождик польёт.
В Николу как дождь – будет хлеб и рожь. Попроси Николу, он Спасу
(16 августа) скажет. Не накорми о Николин день голодного – сам
наголодаешься. Прохожий – человек Божий. На поле Никола общий
Бог. Никола оберегает старых и малых, в лесу и на воде, в бою
и в труде. Никольская неделя с ветром; выжигают нивы. Дувший
в этот день ветер считался исходящим от непогребённых тел. Лягушка
квачет – овёс скачет. Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались
на Николин день травою.
Семик-то Миколы-бобыля дочерь. [«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: 1998]
До Миколы не сей гречки, не стриги овечки (белорус.). Ольха
зацвела – сей гречиху. Овёс и пшеницу сей, ранние – с Николина
дня, поздние – с Пахомиева (15 мая. Нижег.). Гречневая каша
– матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной (после этого
дня могли сеять, в зависимости от погоды, гречу, и рожь яровую).
Средний посев ярового – с Николы (Воронежская губ.). Картофель
посади, дня не упусти. С Николы-вешнего сади картофель. После
Николы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь. От
Николы осталось двенадцать утренников, коли не весной, так после
Семён-дня (1 сентября).
Источники: «Круглый год», сост. Некрылова
А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Язычество
древней Руси», Рыбаков Б. А. - М.: 1987;
Борьба христианства
с остатками язычества в древней руси, Н.М. Гальковский - 1916;
День
Рождения Дедушки Мороза – www.oracle-today.ru/forum/viewtopic.php;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
- Мн.: 1992;
«В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч.
в 8 т. - М.: 1976. Книга первая;
«В
лесах» (1871-1875), Павел Мельников-Печерский, Собр. соч.
в 8 т. - М.: 1976. Книга вторая; |
|