|
|
|
Накнуне
Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям» |
|
Духов день, Иван-да-Марья (белорус.), Русальница
(белорус.), «Брэзжыны» (белорус.).
На момент введения Юлианского календаря: 10 мая
В пасхальном календаре этот день выпадает на понедельник после
Троицы.
Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается
на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому,
её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед
восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие
узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады»,
припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны
открываются только истинным праведникам, благочестивым людям.
Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по
полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки,
трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее.
Крестьяне верили также, что в Духов день души умерших людей
прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в
наличники окон или поставленные на божницу.
В ряде мест в Духов день продолжались
молодежные гулянья. Так, в Новгородской губ. в сосновом бору
собиралась молодёжь из нескольких соседних деревень, разводила
костры и устраивала возле них игры и пляски.
В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины
– магическим способом переправлять урожай в свои амбары.
В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце –
троицкую березку, которая в течение предыдущих дней была центром
праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке.
Бросают венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью.
В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодежи.
Считали, например, что этого дня «как огня, страшится бродячая
по земле нечисть», так как «сходит с неба священный
огонь, который испепеляет злых духов». Пожилые женщины
в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого «изгоняли бесов», т.е. лечили различные болезни. В
Калужской губ. в Духов день (на следующий день после троицких
гуляний и игрищ) полагалось сходить на святой колодец, бросить
мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить
и смыть с себя то греховное и нечистое; святую воду брали домой,
а у колодца оставляли поминальную еду.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки;
их не бывает до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!», «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке», «Свят-Дух весь белый свет согреет!».
Отправляясь в Духов День к реке, озеру, колодцу, бабе нельзя
говорить: «Пошла за водой», чтобы не накликать беду. «За водой» – значит по течению реки и ручья, так «идут»
только утопленники. Вместо этого лучше сказать: «Пошла
по воду». Смотреть на свое отражение в воде означает, что
никого не сможешь полюбить или любовь свою потеряешь.
В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек,
купаются, очищаясь холодной весенней водой.
В народе также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз
на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и в Германии: «Если
на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений
подряд», «Сырой День Святого Духа – жирное (сытое)
Рождество». В Германии на Духов день в деревнях совершается
обход полей с молитвами о плодородии.
Поговорки и приметы
До Свята-Духа не снимай кожуха. С Духова дня не с одного неба,
а даже из-под земли тепло идёт. Не верь теплу до Духова дня.
Придёт Свят-Духов день, – будет на дворе, как на печке. И сиверок
холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у
Бога холодку после Духова дня. Свят-Дух весь белый свет согреет.
Доживи до Духова-дня, а тепло будет. «На Духа будзець цёпла
і суха» (белорус.).
Веселится весь собор, катится к нам сокол (т. е. дух святой)
/скопцы/. На сошествие св. духа развивают берёзки, бросают венки
в воду; если тонет – к несчастью, плавает – к добру. «Как
святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти
– солнце, свет духа – истина.
Сказанье
о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила
всех земнородных >>
_________________
*) В некоторых месяцесловах дата Духова дня указана (10 мая),
в других есть косвенные указания: «В Духов-день Земля –
именинница». Н.
Гальковский считает, что «именинницей земля бывает
весною в Духов день или на Симона Зилота, 10 мая». С.
Максимов указывает, что Земля бывает именинницей на Симона
Зилота, в Духов день и в день Успения.
В сербском языке праздник Троицы и Духов день
называют Русаље, Русаљи. [А.
Афанасьев]
В Белоруссии считается, что с дня Святого
Духа начинается Русальная неделя.
На пятидесятый день после Пасхи (пятидесятница)
у католиков или десятый день после Вознесения у лютеран Германии
отмечают Духов день (а не Троицу, как у нас) и празднуют его
два дня – в воскресенье и понедельник.
Католики Белоруссии через 10 дней после Троицы
отмечают праздник Божьего Тела.
Источники:
Российский
Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды
– http://www.ethnomuseum.ru;
Преданья
старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm; «Борьба
христианства с остатками язычества в древней руси», Гальковский
Н.М. - М.: 2000; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991; «Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992; «Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа
бизнеса», 1998;
Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал-пресс,
1992;
Переходящие
праздники. Духов день
|