Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > колодезник 
КОЛОДЕЗНИК, ФЁДОР-СТРАТИЛАТ – 21 ИЮНЯ
 
В грозе крестьянин-земледелец усматривал животворящий источник  
Колодезник, День Перуна, Навозница, Толока, «Сонцаварот» (белорус.), Фёдор-Стратилат, Фёдор Летний.

На момент введения Юлианского календаря: ?
Дата по календарю XVI века: ?
Дата по старому стилю: 8 июня
Дата по новому стилю: 21 июня
Современная дата: 21 июня


Куют в лугах, на клеверищах, межах полей кузнечики, а ты гляди, чего они наковали: счастье ай недолю? Обложные дожди, с неба гром пророчат худое – в покос сеногной, в жатву сырь и холода. Обряжухи в этот день стряпали обед из двенадцати блюд: все месяцы сыты, с ними и мы год наперёд.

На Руси были удивительные люди – колодезники! Колодезник мог лечь на землю, полежать минуты три и совершенно точно сказать, в какую сторону копать мелиоративную канавку – хотя на глаз уклон местности нипочем не заметить. А некоторые могли таким же способом услышать глубоко ли пролегает водяная жила и насколько она многоводна. Фёдора Стратилата называют колодезником, потому что накануне этого дня чаще, чем на Лукьяна (3 июня по ст. стилю), колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть подземная водяная жила. Перед солнечным восходом идут они и с первым проблеском красного солнца снимают сковороды, чтобы загадывать по ним об успехе предстоящей работы: отпотеет, покроется выступившею каплями водою сковорода, – «многоводная жила» на этом месте; рой, благословясь, хватит пойла не то что внукам, а и деткам их правнуков! Мало поту земного на сковороде, – мало и воды. Сухая сковорода, – впору уходить с этого места: хоть год в земле копайся, до жилы не доберёшься! А не дай Бог – замочит наговоренную сковороду сверху дождем: всё время, до нового лета, спорины не будет. Часто место для колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится, там и надо было копать колодец.

Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами. В некоторых местах она пользовалась почти таким же почётом, как и святая, и иногда почиталась наравне с крещенской. Вода, взятая из семи различных колодезей, обладает особым целебным свойством. Её хорошее действие при цинге усиливается тем, что ею предварительно обмывается заслонка из печи, на неё ставится больной и обливается той же водой.

С Фёдорова дня идёт навозница – вывозят навоз на паровой клин. В средней полосе России навоз вывозили на поля коллективно – всей деревней или группой соседей поочерёдно каждому хозяину. В навознице принимали участие вся семья, за исключением маленьких детей и глубоких стариков, на «помочи» являлись со своей лошадью и специальной телегой. Мужчины грузили навоз на телеги, дети 6–7-летнего возраста были повозчиками, женщины и молодёжь сваливали навоз с телег и равномерно распределяли его по полю. Пожилые готовили на всех обед, который должен был непременно состоять из 12 блюд, чтобы каждый месяц был сыт, а с ними и год наперёд. На последнем возу едут бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углём, или физиономией, намазанной сажей; лошадь украшают лоскутками, пучочками соломы; едут с песнми, с гармошкой. Мужики встречали с вилами. Затем садились за стол.

  Ай, спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
          Ой лели, ой что лели,
          За мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому,
Кто хозяин в дому!
          Ой лели, ой что лели,
          Ой что лелюшки мои!

По окончании толоки начиналось всеобщее веселье, звучали песни. На толоках все обливались водой из вёдер, а некоторых затаскивали в лужи и пруды.

Работа эта воспринималась как праздник. Нередко лошадей убирали в лучшую сбрую, привешивали бубенчики. Работа сопровождалась песнями, плясками, шутками, а заканчивалась обильным угощением. Хотя толокою производится работа тяжёлая и не особенно приятная, но между тем толока – чистый праздник для всех участников, в особенности для ребят и молодёжи.

День громовника-Перуна. Перун в понимании славян олицетворял собой военную мощь и покровителя над воинами, витязями и князьями. Ему были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун – это, прежде всего небесный бог грозы, грома. В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда – первостепенная роль Перуна. Перун был вооружен палицей, топором и луком, которым он пускал на землю свои стрелы-молнии.

Перун также часто оказывается связан с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который нисходя на землю, даёт жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз весной как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые – «живые», созидающие и пробуждающие земное плодородие.

Сказание
Существует сказание в котором говорится, что с лета на зиму поворачивает «колесо солнца красного» бог-громовник – Перун, отождествлённый впоследствии с грозным Ильёй-пророком. По словам этого сказания, призванный повернуть солнцево колесо и освежить удушливый летний воздух Перун совершает этот подвиг во мраке ночи. На тёмном небе, по его воле, загораются-расцветают яркие огненные цветы молний. Тучи и реки озаряют блеском «грозового пламени»; дубравы бьют челом Матери-Сырой-Земле, потрясаемые грозной бурею. Громовые стрелы разбивают облачные горы, открывая затаённое в их подземных скрынях золото солнечных лучей. Всё это неизменно сопровождается целым вихрем буйных плясок, игр и песен злых духов.

Выехавшее в зимний путь солнце, что ни день, теряет свою плодотворную силу, оживляющую недра земные. Блекнет зелёный наряд природы, замолкают одна за другой певчие птицы, зреет и снимается с полей хлеб, засеваются новые озимые поля, собирается в отлёт и покидает Русь перелетное птаство, засыпают на зимнюю пору мухи, свертываются клубками и также засыпают змеи. И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, со вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими. Злые силы, затемняющие силу света солнечного, забирают на земле все в свою власть, заставляющую даже и не особенно зябкого человека прятаться-хорониться в хату от стужи и согреваться искусственным теплом. Неприветливым-затуманенным взором смотрит на землю небо, всё реже и реже освещаемое солнечными лучами, как будто и само красное солнышко собирается в эти покоренные зимой студеною угрюмые дни если не умереть, то заснуть тяжёлым, полным зловещих сновидений томительным сном.

Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов светла и тепла, – приходит на землю Спиридон-солноворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится на свою телегу, запряженную лихой тройкою – конями серебряным, золотым и алмазным – и поворачивает их на летнюю дорогу. Чем ретивее погоняет оно своих коней, тем трусливее поджимают хвосты демоны мрака, чувствуя, что приспевает конец их своевольничанью на Святой Руси. [Коринфский А.А.]

Поговорки и приметы
• С Фёдора-Стратилата колодцы рой, будет вода в них и чиста, и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу. Колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила, и судят об этом по степени сырости сковороды. Где по зорям первый пар (туман) ложится, там копай колодец.
• Фёдор-Стратилат грозами богат. Федор-Стратилат угрозами богат: гром поутру – не к добру: мужик с сеном не уберется, сеногной сгноит. Гроза на Федора Летнего – плохая уборка сена. Если на Фёдора выпадет град, то будет холод и богатый урожай.
• Росы с Фёдора – к урожаю льна и конопли. Стратилатовы росы – вещие: большие – к хорошим льнам да к богатой конопле. Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухота, даст урожай хороший. На Фёдора роса – лето сухое и урожайное (белорус.). «На Тодара раса – канапель паласа» (белорус.). Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй.
• С Федора дня пошла навозница (вывозка навоза на пары). Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. Возвращай земле долг – будет толк (о навозе). В поле свезёшь, так и с поля привезёшь. Земля любит навоз, лошадь – овёс, а бара – принос. Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка. Добрая земля назем раз путём примет да девять лет помнит. Гнои (навоз) сухие – хлеба дорогие. Поле обмана не любит: обманешь его один раз, оно обманет тебя десять раз.
• На Фёдора Стратилата настоящий летний день. Не обережешь вовремя кривого серпа – не нажнешь в поле и снопа. Была молода, не только хлеб жевала, а и по сотне снопов в день жинала. Поле полоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.


Источники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў (Могилёв);
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz