|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> мирская свеча
|
МИРСКАЯ СВЕЧА, ПЕТРОВ ДЕНЬ – 29 ИЮНЯ
|
|
|
|
Сельский праздник. И.
М. Тонков.
1790-е гг. (Гос. Рус. музей) |
|
Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето,
Играние солнца, Праздник солнца, День палящего солнца – Ярилин
день, Петровские жары, Праздник покровителя полей, Петровские
гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Межипарье,
Петровка-голодовка, Петров день, Петров день – разговенье, Петровки,
Петраки, Пётр и Павел, Петры и Павлы.
На момент введения Юлианского календаря: 29
Дата по календарю XVI века: 29
Дата по старому стилю: 29 июня
Дата по новому стилю: 12 июля
Современная дата: 26 июня
Петров день – проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день
заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра,
а на Пятры – хоць твар ёй падатры» (белорус.) – До Петра
девка хитра, а на Петра – хоть лицо ей вытри (от слёз). Кое-где
в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился
на июнь) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника – хранителя
ключей от небесного царства.
На Петров день солнышко играет. С Петрова дня – красное лето,
зелёный покос. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до
Ильина дня (20 июля).
По народному сказанию, в конце красной весны и начале лета знойного
– в грозовую пору – идёт на небесах постройка «чертога
новорайскаго». Топоры (молнии) сами – без плотников – рубят
стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся
каменными горами толкучими; расступается под огненными топорами «облачен-горюч камень», отверзаются окна двери рубленые. «3-за той ми горы, з-за высокой, слышны ми тонойкий голос,
тонойкий голос, топоры дзвенят, топоры дзвенят, каменья тешут,
каменья тешут, церковь муруют, церковь муруют, во трои двери,
во трои двери – во три облаки», поется в старинной червонорусской
песне:
|
У иединых дверех иде сам Господь,
У других дверех Матенка Божя,
У третих дверех святый Петро.
Перед милым Богом оргáны грают,
Перед святым Петром свечи гореют,
Перед Матенков Божов ружа проквитат,
А з той ружи (розы) пташок выникат:
Не ие то пташок, сам милый Господь... |
«Милый Господь» олицетворяет в этой песне прикарпатских
славян – солнце. Пречистая Дева заступает здесь место Лады,
Петр-апостол поставлен взамен громовника-Перуна. Горящие свечи
– молнии, гудящие органы – громовые раскаты: расцветающая роза
– утренняя зорька ясная, из златоогненного цвета которой и вылетает
на беспредельный небесный простор жар-птица – солнце.
По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником
Рая – он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет
громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары
и наводнения.
В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют
апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному
полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится
в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую
летопись русских простонародных праздников древнее предание,
гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир,
устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал
из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим
Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника».
Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для
варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили
в котлах – на угощенье люду честному. Но это, по словам предания,
продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно,
по завету отцов-дедов-прадедов. А потом – пошёл по людям разврат-грех,
ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр
высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой
день людям... Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если
колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и
велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали;
а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять
Петровщину» всем миром, – начал каждый у себя во двору
праздновать наособицу.
Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств.
В этот день устраивались братчины, где «всем миром»
варили пиво, закалывали быка (на севере – оленя). Древнерусские
братчины – общесельские пиры у часовни или около церкви или
даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых
трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей,
приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье
принимают участие, как правило, только женатые и старики.
В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья
друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на
второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает
тёщу при сборе всех родных.
Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы»,
водить хороводы и качаться на качелях. Иногда на Петров день
затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв
лицо платками. Если девушка угадывала парня, значит, скоро должна
была выйти замуж.
Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь
проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному
понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется,
играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и
искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы,
соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали
12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать
цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый,
мне покажися и меня погляди».
До рассвета звучали песни про любовь, про берёзу, измену и тоску,
про погубление мужа, отъезд; песни, где встречается образ кукушки,
и др.
|
Да мала ночка петровочка,
Реля,
реля, реля!
Да й не выспалась удовушка.
Реля,
реля, реля!
Да й ложилась спать колодою,
Реля,
реля, реля!
Да й колодою смолóвою.
Реля,
реля, реля! |
Некоторые караульщики солнца всю ночь заняты усиленною роботаю.
Всё, что попадает под руки: сани, повозки, бороны, кадушки,
брёвна, – одним словом, что по оплошности домохозяев оставлено
в эту ночь на улице, всё это разбрасывают по дороге, так, что
на Петров день домохозяева весь день разыскивают и собирают
своё имущество.
|
|
На Петров день солнышко
играет |
|
Красно-солнышко играет, по народному слову крылатому,
и на Петров день – как на Светло-Христово Воскресенье. Ходит,
во многих местах, поутру – раным-ранёхонько, «караулить
солнце» заигравшаяся далеко заполночь в хороводах деревенская
молодёжь – девки да парни, да ребята малые. Встречают восход
солнца на высоком холме. Всплывает из-за гор-горы пресветлый
лик светила небесного и многие уверяют – принимается играть,
разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то
впросинь-впроголубь, а то и впразелень. Радуются собравшиеся
караульщики весёлые, песню поют с припевом: «Ой, Ладо!
Ой, Ладо!». С песнями по дворам-домам расходятся, Ладу
вспоминают, Петров день величают. Этими песнями починаются «гулянки-Петровки»,
петровские хороводы, вплоть до первого Спаса идущие, в страдную
пору молодому народу отдых, и без того короткий, укорачивающие.
Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров
день на три ключа-родника умываться «петровой водицею»
и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание
сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми.
В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные
обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного
ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена
стоял идол какого-то (вернее всего – Ярилы) языческого бога.
Собравшиеся парни гуляли посреди девушек, закрыв себе лица платками.
Девушки должны были угадывать парней; угадавшей предсказывалось
в скором времени сыграть свою свадьбу.
С XVI-гo столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские
торги. А ещё гораздо раньше велось в Петров день «ставиться
на суд по зазывным граматам». Был этот праздник не только
судов, но и взносов дани-пошлины.
Все рыболовы считают апостола Петра за своего покровителя и
наособицу перед всеми другими праздниками чтят его память. К
Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых
между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои
воды мелкими участками – отдельно на каждую рыболовную пору,
с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным
ценам. Петровым днём заканчивается весенняя, начинается летняя
пора рыболовная.
Среди народных стихов духовных встречается следующий песенный
сказ, поющийся убогими певцами и в наши дни: «Во пустыне
пустынщик спасался, не владел ни руками, ни ногами. Во снах
ему Пятница явилась, крестом его оградила, свещой его, света,
осветила»... – начинается он. Далее Пятница уговаривает «пустынщика» встать-пойти «по народу – по христианам»
на проповеднический подвиг, а затем – осенённый дуновением таинственного
стих переходит в более определенный сказ:
|
Ты вставай, Петр и Павел,
Ты бери ключи золотые.
Отмыкайте райская двери,
Запущайте живых и мертвых!
Только трех душей не запущайте:
Три души тяжко согрешили –
Первая душа в утробе младенца затушила;
Вторая душа тяжко согрешила –
Отца-матерь... бранила;
Третия душа тяжко согрешила –
Из хлеба-соли спорину вымала.
Первой душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати;
Второй душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!
Третьей душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!... |
Воспевают впроголос калики перехожие эту песнь стиховную, а
на Русь июльская страдная пора через прясла глядит. Остаётся
июлю – летней макушке – всего через один июньский денёк перешагнуть.
Поговорки и приметы
«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры – хоць твар ёй падатры» (белорус.)
– До Петра девка хитра, а на Петра – хоть лицо ей вытри (от
слёз). Петровские качели – на Летопроводца обрученье.
В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши
на сенокос! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к
Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню!
Женское лето – до Петра, с Петрова дни – страдная пора. Не хвались
бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до
Петрова дня! Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь
и в Петров день мёрзнет. С Петрова дня зарница хлеб зарит. В
Петра зарница хлеб зорит. Петро-Павел жару прибавил. Утешили
бабу петровские жары голодухой. Петровка – голодовка, Спасовка
– лакомка. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до спаса
засеять (озимые). «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка,
бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Пётр – с колоском,
Илья (20 июля по ст. стилю) – с колобком.
С Пера соловей затихает. Коли дождь на Петра – сенокос мокрый.
На Петров день дождь – сено как хвощ (жесткое, на корм не очень
спорое), зато – урожай не худой; два дождя – хороший, три дождя
– богатый. Если просо на Петров день в ложку – будет и на ложку.
Прошли Петровки – опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья
(20-е июля по ст. стилю) – опадёт и два. На Петров день и кукушка
подавится ватрушкой (птицы перестают петь). «На Пятрок – кинуў
лёду градок» (белорус.) – На Петра кунул град льда. С Петрова
дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду.
Святой Петр считается покровителем рыболовов, поэтому на Петров
день заканчивается весенний и начинается летний рыболовный сезон.
Рыбаки усердно отмечают день своего покровителя и стараются
не пропустить рыбалку в этот праздник.
Источники:
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.,
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский
А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
«Обрядовая поэзия», сост. Жекулина В.И., Розова А.Н. - М.: «Современник»,
1989;
«Рускiе простонародные
праздники и суевѣрные
обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837;
Календарь
Праздников, Болгария – http://www.calend.ru/holidays/0/0/1376/43;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Специфика
молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной
конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003
– http://kizhi.karelia.ru;
Информатор: Дудько Мария Фёдоровна, 1936 г.р., урожд.: с. Глубокое,
Витебская обл., Белоруссия - г.Белгород, 2009 г. |
|