|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> поминки весны
|
ПОМИНКИ
ВЕСНЫ*, ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
– 30 ИЮНЯ
|
|
Поминки
весны, Проводы весны, Провожание весны, День толоки, «Паўлюк-талака»
(белорус), Полупетра, Макушка лета, Двенадцать апостолов.
На момент введения Юлианского календаря: 30 июня
Дата по календарю XVI века: 30 июня
Дата по старому стилю: 30 июня
Дата по новому стилю: 13 июля
В этот день, собираясь на покос, провожают весну. Хвала макушке
лета. Выходили крестьяне на Красные горки, зоре-зорянице кланялись.
В этот день – «двенадцать апостолов весну кличут, вернуться
просят», да поздно, простилась умывающаяся трудовым потом
деревня с красною давно уже – «До новых Сороков, до новых
жаворонков».
|
«Весна-красна,
Ты когда, весна, прошла?
Ты когда, весна, проехала?
На кого, весна, вспокинула
Своих детушек,
Малолетушек?» |
Льётся-звенит на последней «окличке» весны заунывная,
сменившая «веснянки», песня поминающих весну девушек,
собирающихся – на солнечном закате в канун 1-го июля – на берегу
реки. «Поминки» сопровождаются пирушкою: пьётся брага,
сооружается «мирская яичница», водятся последние весенние
хороводы. В старые годы в этот прощальный июньский вечер «хоронили
весну». Её изображала соломенная кукла, наряженная в красный
сарафан и кокошник с цветами. Куклу носили на руках по селу
с песнями, а потом бросали в реку, после чего и начиналось пирушка-тризна,
посвященная последним проводам отжившей свой короткий, «воробьиный»,
век Весны-Красной. «Помянули весну – прощай, розанцвет!»
– говорят на посельской-попольной Руси.
Чевствуют пастухов и домашнюю живность. В Белоруссии в этот
день проводят толоку на навозницу.
Поговорки и приметы
Если кукушка продолжает куковать, лето будет хорошее и долгое. «На Сымана і Юды конь баіцца груды» (белорус.). Макушка
лета через прясла глядит. «Вшановували пастухів і тварин»
(укр.). В этот день, собираясь на покос, провожают весну. С
макушки лета лето катится зиме на встречу. День убывает – жара
прибывает.
________________________
*) Возможно этот праздник является отражением обрядов прощания
с Ярилой на Ивану-Купалу, когда был христианский пост, а церковь
в пост веселится считала большим грехом.
Источники:
Сказания
русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым - С-Пб,
1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov; «Народная Русь»,
Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Український
народний календар |
|