|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > громобой
|
ГРОМОБОЙ, ИЛЬЯ – 20 ИЮЛЯ* |
|
|
|
Молния
и дуб – символы громовержца. Руна Перуна. |
|
Громобой, Держатель гроз, Громовержец,
Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты,
Бараний рог, Илья-грозный, Илья.
На момент введения Юлианского календаря: 20 июля
Дата по календарю XVI века: 20 июля
Дата по старому стилю: 20 июля
Дата по новому стилю: 2 августа
Современная дата: 17 июля
День перелома лета и поворота на осень. На Илью до обеда – лето,
после обеда – осень. С Ильина дня воды стынут. В Заонежье осень
отсчитывалась с Ильина дня до Покрова (20.07 – 1.10 ст. ст.
или 2.08 – 14.10 н. ст.).
С появлением христианства функции Перуна были перенесены на
христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились
черты Перуна – бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей
колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись
тем же почитаемым божеством.
Илья-пророк (Перун) принадлежит к самым популярным святым на
Руси. Илья – грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый,
наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных
сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает
на землю плодородие. По белорусскому преданию, Перун) в левой
руке носит колчан стрел, а в правой лук. В его день вся нечистая
сила, спасаясь от огненных стрел, обращается в различных зверей
– зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т. п. В связи с последним
верованием установился обычай в этот день не пускать в дом собак
и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию. О грозе в
народе говорят: Очень полезным считается умывание с «громовой
стрелы». Перуновским дождём умываются, окачиваются от призора.
Сколько обычаев, поверий, сказаний и живучих красных слов с
этим днём.
|
«Пророк Илья, Яко молния,
Горе творит восходы,
На колеснице огненней седит,
Четвероконними конями ездит.
Неизреченная зрит»... |
Заметим, что с обликом грозного Пророка народная фантазия совмещала
также образ былинного Ильи Муромца. У Ильи Пророка в упряжке
четверня крылатых лошадей, у Ильи Муромца – шестерня, а если
и один под седлом конь, то богатырский. Над родниками, ключами,
почитаемыми населением, ставились часовенки во имя Пророка Илии:
вода из-под земли бьет, куда конь его ступил копытом.
Народ почитал Илью сухого и Илью мокрого. Совершались крестные
ходы: молились Илье мокрому – о ниспослании дождя, сухому –
о вёдре, погожей жатве. С Ильёй был связан ритуал вызывания
дождя. Он заключался в принесении жертвы – обливании водой специально
выбранной женщины.
В этот день не работают в поле, не косят и не убирают сена.
«В Ильин день стогов не мечут – спалит грозой.» Илья лето кончает,
жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник.
Сжата полоса, часть стеблей завивали, украшая цветным лоскутьем,
лентами: «Вот тебе, Илья, соломенная борода, на прок (в будущий
год) уроди нам хлеба города». Осложнялся труд пастуха-гуртоправа.
«До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок». Удобные выгоны стравлены,
у коров «ход большой»: «До Ильи сами домой идут, после Ильи
и к ночи в лесу остаются». Деревенская община выставляла пастуху
в подмогу мальчика-подпастыря. Усердней хозяйками соблюдался
«козик», обычай по кругу кормить пастуха. Повкусней ему подкладывали
куски: «Голубчик, мою-то комолую не забывай. Соседская Пеструха
её забижает, пропадина рогатая. Даве села доить мою молочную
– вымя сухое, не наедается бедная...»
Пастьба и труднее, и проще, поскольку зной спадает, меньше докучливого
гнуса. «Комары перестают кусаться», «слепни пропадают» – из
месяцесловов приметы к Ильину дню. Но дозорь стадо в оба. Волчата
подросли, стариков вынуждая шире бродяжить. Медведь не прочь
наложить лапу на бурёнок.
В Перунов день обыкновенно бывают «воробьиные ночи» – когда
в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома,
молния почти беспрерывно ярко озаряет всё небо, испуганные птицы
постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы
и падают. В такую ночь ревёт скот, страшно становится и не спится
человеку. «Илья – бараний рог» – в прошлом большой праздник.
К Илье готовятся за неделю – выбирают жертву на заклание. В
этот день в деревнях кололи выбранног барана (в некоторых местах
быка или оленя) и устраивали обед – на мирскую складчину. Пиво
варили, угощались убоиной: «На Пророка Илью баранью голову на
стол». «Дивья тому, у кого Илья в дому». Не быть на этом празднестве
и не получить священного мяса – считается за большой грех.
20-го июля Илья-громовник, «разъезжает по небу, производит громы
и, проливая дожди, купается в их потоках или мочится на землю.
В числе других метафорических обозначений дождя стародавние
предки наши уподобляли его и моче, испускаемой Перуном или облачным
оленем. Потому с Ильина дня крестьяне перестают купаться; в
некоторых же местах такое охлаждение воды относится ко времени
более позднему: думают, что олень обмакивает свой хвост или
ногу 1-го августа.» [А. Афанасьев]
Русская легенда
В давние времена жил-был мужик, Николин день завсегда почитал,
а в Ильин нет-нет – да и работать станет; Николе-угоднику и
молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать
забыл. Вот раз как-то идёт Илья-пророк с Николою полем этого
самого мужика, идут они да смотрят – на ниве зеленя стоят такие
славные, что душа не нарадуется. «Вот будет урожай так урожай!»
– говорит Никола. «А вот посмотрим! – отвечал Илья – как спалю
я молнией, как выбью градом всё поле, так будет мужик правду
знать да Ильин день почитать». Поспорили и разошлись в разные
стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: «продай, – говорит,
– поскорее ильинскому попу весь хлеб на корню; не то ничего
не останется, все градом повыбьет». Мужик послушался. Прошло
ни много ни мало времени: собралась, понадвинулась грозная туча,
страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь
хлеб как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою,
и говорит Илья: «посмотри, каково разорил я мужиково поле!»
Никола-угодник в ответ ему заметил, что хлеб мужиком давно на
корню продан. «Постой же, – сказал Илья, – я опять поправлю
ниву, будет она вдвое лучше прежнего». Никола опять к мужику
и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем откуда что взялось
– стала мужикова нива поправляться; от старых корней пошли новые,
свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят
землю; чудный уродился хлеб – высокий да густой, сорной травы
совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнётся
к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь – словно золотая
стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен,
уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идёт мимо
Илья с Николою; узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит:
«постой же, отыму я у хлеба спорынью: сколько бы ни наклал мужик
снопов, больше четверика зараз не вымолотит!» Никола-угодник
идёт к мужику и советует ему, во время молотьбы больше как по
одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить: что ни сноп,
то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и
всё еще много остается; пришлось строить новые анбары.
Поговорки и приметы
Илья грозы держит. Не мечи на Илью копны – небесным огнем пожжёт.
Не коси – сено от молний сгорит. Илья лето кончает, жито зажинает;
первый сноп – первый осенний праздник. «Ілля жніво пачынае,
а лета канчае» (белорус.). «Илья надзелив гнильля» (белорус.).
До Ильина дня сено сметать – пуд мёду в него накласть, после
Ильина – пуд навозу. Илья-пророк – косьбе срок. Сенокос надобно
кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши. Илья пророк
– копны считает. «На Іллі новий хліб на столі» (укр.). Пётр
(29 июня) – с колоском, Илья – с колобком. Пророк Илья куда
ни махнёт, всюду жито растёт. Ильинская соломка – деревенская
перинка. Новая новина на Ильин день – спят на Ильинской (новой)
соломе. На Илью до обеда – лето, после обеда осень. С Ильина
дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул – вода в реках
делается холодной». Илья-пророк ездит на конях по небу, и от
быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает
в воду, и вода сразу холодеет. «Илья в воду налья» (укр.). На
Илью и купаться нельзя. До Ильина дня под кустом сушит, а после
Ильина дня и на кусте не сохнет. На Ильин день и камень прозябнет
(утренники). До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина
дня против. До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком
нагонит. Ильин день без гроз не стоит. Илья пророк разъезжает
по небу на огненной колеснице. Илья Муромец по небу на шести
жеребцах ездит. С Перунова дня собирают горох. От божьего гнева
да божьей милости (т. е. грозы) не уйдёшь. Во что Илья, в то
и воздвижение. На пророка Илью баранью голову на стол (Волог.
губ.). «На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп
каша» (белорус.). На Илью начинали пахать паровое поле (белорус.).
К Ильину дню заборанивай пар. К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни,
да заборони. До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок. Илья
Пророк три часа приволок. Знать бабу по наряду, что на Ильин
день с пирогом. В Ильин день с утра облачно – сев должен быть
ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень – средний
сев; а вечером облачно – сев поздний и урожай плохой. Открываются
волчьи норы – весь зверь бродит на свободе. Богат, как ильинский
сот. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается
до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже,
то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября). На Илью – первое
подрезывание сотов на пчёльнике. На Ильин день не выгоняют скот
в поле на пастбище. То и веселье ильинским ребятам, что новый
хлеб. «Дождь слепой, – гласили деревенские святцы. – Ему говорят:
«Иди, куда тебя просят». А он пошел, где сено косят. Ему говорят:
«Иди, где ждут». А он пошёл, где жнут».
_________________
Источники:
«Язычество
древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Борьба христианства
с остатками язычества в древней руси, Н.М. Гальковский, 1916;
«Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М.: 1995;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Специфика
молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной
конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003
– http://kizhi.karelia.ru;
«Святвечір», Скуратівський В.Т.: У 2-х кн - К.: Перлина, 1994
|
|