Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > начало жатвы 
ЗАЖИНКИ, БОРИС И ГЛЕБ – 24 ИЮЛЯ
 
С этого дня начинался новый период полевых работ  
Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа, Паликопны, Хлеб (белорус.), Борис и Глеб.

На момент введения Юлианского календаря: 24 июля
Дата по календарю XVI века: 24 июля
Дата по старому стилю: 24 июля
Дата по новому стилю: 6 августа


Зажинки, начало жатвы – один из древнейших земледельческих праздников. Он не был приурочены к определенной дате, а зависел от времени созревания злаков. Обычно это происходило 21, 24 или 29 июля. Б.А. Рыбаков для Киевщины IV века указывает 24 июля.

Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы, поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «покрывания поля».

На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп, он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Когда жатва заканчивалась, сноп скармливали домашним животным, а часть зерен прятали до следующего сева. Эти зёрна через год подсыпали в первую пригоршню зерна для посева.

Землю боготворили, перед хлебом благоговели, только ведь сенокосные, пахотные угодья крестьянину на правах собственности встарь не принадлежали.

Земля Божья – было принято. Наместником Бога на земле государь – установлено. Едино государь, помазанник Божий, волен в жизни и достоянии подданных.

“До Бога высоко, до царя далеко” – на Севере, в волостях, не испытывавших уз крепостной зависимости, землёй распоряжалась община, мир. Важнейшие дела миром обсуждались на сходах. Потерявшие землю бобыли, “неработь”, лишались права голоса. Мир, общество в волостях обеспечивали сбор податей, налогов, выделяли рекрутов для службы в армии. Мир решал, содержать ли церковь, быть ли училищу для детей. Миром делили землю по душам (с женского пола налоги не взимались, значит, в определении величины угодий в расчет женщин обычно не принимали). На семейном наделе крестьянин поступал по собственному разумению, мог обрабатывать его своими силами, сдавать в пользование соседу, в аренду. Нельзя выйти из общины самовольно. Повинности за тебя миру нести, что ли? М. В. Ломоносов стал профессором, чинами, признанием удостоен, – земляки продолжали вносить за него платежи.

Мир связывал, тяготил. И мир, общество, чувство локтя помогали найти выход из трудных положений. Взаимовыручка на жатве была в порядке вещей: на севере – помочи, на юге – толока. Прихворнули хозяева, а рожь не ждёт...
  Вырос в поле дом,
Полон дом добром,
Стены позолочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом!
За участие в помочах не велось платы. Позор – предложить хозяину своим помощникам деньги.

Из последних на полосе стеблей сплетался венок, несли его жнеюшки, “дочери-перепелочки”, “невестки-лебедки”:
  Хозяин, хозяин,
Запрягай конечка,
Расписной возочек,
Встречай наш веночек.

В избе, испросив пожаловать за венок, певуньи заливались звончей звонкого:
  Дома-то, дома –
Напечено пирогов,
Наварено каши...
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Дожали, дожали,
Каравая почали,
Толокна отведали!
Хлебушко, расти,
Времечко, лети
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

Для последних недель июля (по старому стилю) характерны грозы. Настолько мощные, что скот в Ильин день стоял в хлевах, за 24 июля водилось прозвище “паликопны”. Поверье было: “На Глеба и Бориса за хлеб не берися” – нельзя складывать скирды-копны и возить, иначе «погорят копны» от молнии.

А. Афанасьев сообщает, что в народных поверьях Борис-и-Глеб ковали первый плуг и пахали на огненном крылатом змее.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесённая с поля. Пели специальные песни.

Из русских поговорок конца XIX века о жатве:
8 июля день Прокофия Жатвенника или Прокопа Жнеца. «Прокоп летний – жней и жатвенник, жатву начинает». Возможно эта поговорка возникла в XIX веке, когда Ильин день сместился к осени на 12 дней и Прокоп занял его место.
16 июля день Афиногена. На Афиногена пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом – уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым – хлеб в снопе прорастет».
20 июля Ильин день. «Илья жниво зачинает, лето кончает», «Ильин день зажинает».

Поговорки и приметы
В этот день проводят моления о прекращении дождей.
Борис и Глеб – поспел хлеб. Борис и Глеб – дозревает хлеб. Бориса и Глеба – паликопа (южн.), паликопна (гроза жжёт копны). На Глеба и Бориса за хлеб не берися (т. е. не жни, не работай, не то гроза сожжёт сложенные снопы). Пока колос в поле, трудись подоле. Соломой от сжатого на Бориса и Глеба хаты не крыли, потому что считали, что страху (кровлю) снесёт ветер или спалит молния (белорус). «Настає час осінніх зірниць» (укр.).
Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!». Первым сжатым снопом, который вносился в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.: «Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!».


Источники:
Праздники Беларуси – http://www.calend.ru/holidays
«
Язычество древней Руси», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М.: 1995;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ;
Український народний календар

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz