|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > начало
жатвы
|
ЗАЖИНКИ, БОРИС И ГЛЕБ – 24 ИЮЛЯ
|
|
|
|
С этого дня начинался
новый период полевых работ |
|
Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа, Паликопны,
Хлеб (белорус.), Борис и Глеб.
На момент введения Юлианского календаря: 24 июля
Дата по календарю XVI века: 24 июля
Дата по старому стилю: 24 июля
Дата по новому стилю: 6 августа
Зажинки, начало жатвы – один из древнейших земледельческих праздников.
Он не был приурочены к определенной дате, а зависел от времени
созревания злаков. Обычно это происходило 21, 24 или 29 июля.
Б.А. Рыбаков для Киевщины IV века указывает 24 июля.
Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались
и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет
зажин, таковы и зажинки.
Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина.
К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка
мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью.
Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать
свои нивы, поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах
проводили обряд «покрывания поля».
На зажинки отправлялись или утром до восхода солнца или в сумерках.
Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно
на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый
сноп, он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье
женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили
в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу,
а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались
целебными для людей и птиц. Когда жатва заканчивалась, сноп
скармливали домашним животным, а часть зерен прятали до следующего
сева. Эти зёрна через год подсыпали в первую пригоршню зерна
для посева.
Землю боготворили, перед хлебом благоговели, только ведь сенокосные,
пахотные угодья крестьянину на правах собственности встарь не
принадлежали.
Земля Божья – было принято. Наместником Бога на земле государь
– установлено. Едино государь, помазанник Божий, волен в жизни
и достоянии подданных.
“До Бога высоко, до царя далеко” – на Севере, в волостях, не
испытывавших уз крепостной зависимости, землёй распоряжалась
община, мир. Важнейшие дела миром обсуждались на сходах. Потерявшие
землю бобыли, “неработь”, лишались права голоса. Мир, общество
в волостях обеспечивали сбор податей, налогов, выделяли рекрутов
для службы в армии. Мир решал, содержать ли церковь, быть ли
училищу для детей. Миром делили землю по душам (с женского пола
налоги не взимались, значит, в определении величины угодий в
расчет женщин обычно не принимали). На семейном наделе крестьянин
поступал по собственному разумению, мог обрабатывать его своими
силами, сдавать в пользование соседу, в аренду. Нельзя выйти
из общины самовольно. Повинности за тебя миру нести, что ли?
М. В. Ломоносов стал профессором, чинами, признанием удостоен,
– земляки продолжали вносить за него платежи.
Мир связывал, тяготил. И мир, общество, чувство локтя помогали
найти выход из трудных положений. Взаимовыручка на жатве была
в порядке вещей: на севере – помочи, на юге – толока. Прихворнули
хозяева, а рожь не ждёт...
|
Вырос в поле дом,
Полон дом добром,
Стены позолочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом! |
За участие в помочах не велось платы. Позор
– предложить хозяину своим помощникам деньги.
Из последних на полосе стеблей сплетался венок, несли его жнеюшки,
“дочери-перепелочки”, “невестки-лебедки”:
|
Хозяин, хозяин,
Запрягай конечка,
Расписной возочек,
Встречай наш веночек. |
В избе, испросив пожаловать за венок, певуньи заливались звончей
звонкого:
|
Дома-то, дома –
Напечено пирогов,
Наварено каши...
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Дожали, дожали,
Каравая почали,
Толокна отведали!
Хлебушко, расти,
Времечко, лети
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба! |
Для последних недель июля (по старому стилю) характерны грозы.
Настолько мощные, что скот в Ильин день стоял в хлевах, за 24
июля водилось прозвище “паликопны”. Поверье было: “На Глеба
и Бориса за хлеб не берися” – нельзя складывать скирды-копны
и возить, иначе «погорят копны» от молнии.
А. Афанасьев сообщает, что в народных поверьях Борис-и-Глеб
ковали первый плуг и пахали на огненном крылатом змее.
Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором
обязательно была еда, принесённая с поля. Пели специальные песни.
Из русских поговорок конца XIX века о жатве:
8 июля день Прокофия Жатвенника или Прокопа Жнеца. «Прокоп летний
– жней и жатвенник, жатву начинает». Возможно эта поговорка
возникла в XIX веке, когда Ильин день сместился к осени на 12
дней и Прокоп занял его место.
16 июля день Афиногена. На Афиногена пташки задумываются (замолкают).
Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да
со светом – уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым
– хлеб в снопе прорастет».
20 июля Ильин день. «Илья жниво зачинает, лето кончает», «Ильин
день зажинает».
Поговорки и приметы
В этот день проводят моления о прекращении дождей.
Борис и Глеб – поспел хлеб. Борис и Глеб – дозревает хлеб. Бориса
и Глеба – паликопа (южн.), паликопна (гроза жжёт копны). На
Глеба и Бориса за хлеб не берися (т. е. не жни, не работай,
не то гроза сожжёт сложенные снопы). Пока колос в поле, трудись
подоле. Соломой от сжатого на Бориса и Глеба хаты не крыли,
потому что считали, что страху (кровлю) снесёт ветер или спалит
молния (белорус). «Настає час осінніх зірниць» (укр.).
Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила:
«Стань, мой сноп, на тысячу коп!». Первым сжатым снопом, который
вносился в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.: «Мухи, гады,
вон! Идёт хозяин в дом!».
Источники:
Праздники Беларуси – http://www.calend.ru/holidays
«Язычество
древней Руси», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические
воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., том 1 - М.: 1995;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Кароткі каляндар
свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору
БДУ;
Український
народний календар |
|