|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > целитель
|
ЦЕЛИТЕЛЬ, КАПУСТНЫЕ ЩИ, ПАЛИЙ – 27 ИЮЛЯ
|
|
Целитель,
Капустные щи, Кочанный день, «Дзень жніва» (белорус.), Пантелеймон-зажнивный,
Пантелеймон-Палий, Палий – паликопны, Паликоп, Никола-кочанский.
На момент введения Юлианского календаря: 27 июля
Дата по календарю XVI века: 27 июля
Дата по старому стилю: 27 июля
Дата по новому стилю: 9 августа
Предосенний сбор лекарственных трав. Ходят за целительными травами
и кореньями к заповедным лощинам, угорьям, полянам, болотным
урочищам. Угодник Пантелеймон считался лекарем, особенно от
головной боли. Сказать, крестьяне жили для собственного здоровья,
пуще глаза его берегли, пожалуй, поклёп на предков возвести.
В Крещенье в прорубь нырять, на Егорья по росе кататься, с Ильина
дня не купаться: отнюдь не все строго соблюдали эти заветы.
Появятся весной первые лужи, ребятишки босиком по улицам бегали.
Мужики в бане парились – от жары борода трещала.
Обращаться к врачам совестились: «На леченом коне неделю ездят».
«Та душа не жива, что по лекарям пошла». Знахарь, бабка-шептунья
не спасенье: «Лечит, да в могилу мечет». Травки, корешки – вот
особая статья: «И собака знает, что трава помогает». Дикий хмель-княжок,
Божьи ручки, Машины пуговки, вдовец, ладанка, кудлатый звон,
перепой, кукушки – вологжанами применялось в лечебных целях
около 90 растений. Памятуя великомученика Пантелеймона, сушили
чернику, малину, черемуху – ягодку отборную. Тоже от хворобы
помога.
Никола Кочанский, кочанный – вилки́ в кочан завиваются.
«На Пантелея-целителя и Николу кочанского капуста в кочны завивается».
Обычно с этого дня начинаются по утрам холода, «На поле капустном
– кочанов густо». Капуста была главной пищей слетья (конца лета).
Пантелеймона называют «Палий», «Паликопна» и боятся в этот день
грозы, приметили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит
хлеб».
Поговорки и приметы
« На леченом коне неделю ездят. Та душа не жива, что по лекарям
пошла. Лечит, да в могилу мечет (о врачах). И собака знает,
что трава помогает. Хлеб да капуста лихого не попустит. « Палий
– пали копны. Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб.
Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно.
На Пантелеймона грех возить хлеб и сено – Пантелеймон сожжёт.
« На Пантелея-целителя и Николу кочанского капуста в кочны завивается.
Вилки в кочан завиваются. На поле капустном – кочанов густо.
Капуста – шаровата, кудревата, на макушке плешь – на здоровье
ешь. У хозяина без капусты брюхо пусто. Капуста не пустá,
сама летит в уста. Не суйся к капусте, пока не припустят. Ельник-березняк
– чем не дрова, хлеб да капуста – чем не еда! Капуста лучше
пуста, хотя ести невозможно, да в брюхе не порожно. « «На Закарпатті
з цього дня починали брати білі коноплі» (укр.).
« Где хозяин пройдёт, там хлеб растёт. Хозяйский глаз зорок
– не надо и сорóк. Дом вести – не бородой трясти.
Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса»,
1998;
Насон
– История города Вологды. Народные приметы;
Народный
месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Обереги
Полины», Рожнова П. // Наука и религия, №1, 1992;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Каляндар
беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009
№5-6;
Український
народний календар |
|