|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > лошадиный
праздник
|
ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК, ФЛОР И ЛАВР – 18 АВГУСТА
|
|
|
|
На
лошадях в этот день ни в коем случае не работают |
|
Лошадиный праздник, Конский праздник, День
Велеса-лошадника, Дожинки и досевки, «Рабiнавая ноч»
(белорус.), Хлебный день, «Капыты» (белорус.), Фрол
и Лавёр – лошадники, Флор и Лавр.
На момент введения Юлианского календаря: 18 августа
Дата по календарю XVI века: 18 августа
Дата по старому стилю: 18 августа
Дата по новому стилю: 31 августа
Лошадей по общему и неизменному правилу кормят в полную сыть
и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать
лошадей не принято.
В этот день крестьяне прикармливают лошадей с утренней зорьки
свежим сеном да овсом, убирают-заплетают им гривы пестрыми лоскутками.
В обедню гонят коней к церковной ограде, скачут во всю прыть
верхами на них ребята малые, пыль столбом вьётся вдоль по улице.
Отойдёт обедня, отпоют попы молебен чествуемым святым покровителям
коней, – выходят за ограду кропить приведенных лошадей «свяченой»
водою. Это, по уверению благочестивых людей, держащихся старинных
преданий, охраняет коней ото всякого лиха. «Умолил Фрола-Лавра
– жди лошадям добра!»
Благочестивые хозяева выводили своих верных помощников коней
на луг, чистили их, с ладони закармливали овсом. Поили лошадей
из зимней шапки, в которую клали серебряную монету, отчего верили,
лошади добреют и не бояться лихого. Потом серебряную монету
скрытно клали под яслями и закладывали соломой. Хозяин творил
обряд лошади: выводил поутру животное во двор, взяв упряж, обвязывал
ею по солнцу, посолонь ноги лошади, начиная с передних, и приговаривал:
|
Стану поутру, по раннему,
выйду на сильный ветер,
на легкий воздух,
и возьму осиновую веточку, и стегну трижды
по холке,
и повяжу упряжью
из-под правого копыта
да кругом обнесу,
чтоб гуляла моя лошадушка
по-старому,
чтобы тянула воз
по-прежнему! |
Потом хозяин развязывал упряж, и довольный, что пособил своей
любимице, доставал кусок хлеба и давал ей полакомиться.
В некоторых районах Белоруссии в этот день не работали, а женщины
не пряли. Хозяйки пекли лепёшки, размером с чайное блюдце и
называли их копытами.
В Русском календаре отмечено немало дней, связанных с обиходом
рода Власьего. Это дни и Запрягальника Еремея, и Ивана-пшеничника,
и Флора-Лавра, и Агафьи-коровницы и многих других святых, которые,
согласно преданиям, с любовью помогают множить крестьянское
хозяйство и беречь скотинку. Наши предки не пропускали этих
святых дней. помнили их. Рассказывая своим детям и внукам об
этих днях, прибавляя и свои знания, наблюдения. Они складывали
свои чаяния в простые дивные молитвенные слова, укреплялись
той любовью к миру, с котрой жили их деды и прадеды. Уважение
крестьянского труда способствовало развитию духовной крепости
у деревенских детей.
|
Трудничкам Христовым,
попаси вам, Господи,
Флор-то – ваших лошадок,
Власий – ваших коровок,
Настасья – ваших овечек,
Василий – поросяток,
Никита – гусяток,
Сергий – ваших утяток,
Варвара – ваших куряток,
а святой Егорий –
сам в поле отпусти,
упасая, паси
от зверя бегучего,
от твари ползучия,
от лихого человека,
от ненавистного глаза!
Трудничкам Христовым –
милости Господней! |
Поговорки и приметы
Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр. Конь – пахарю крылья.
Мужик без лошади, что дом без потолка. Конь не выдаст – смерть
не возьмёт (на войне). На Фрола и Лавра на лошадях не работают,
а то падёж будет. Покровители лошадей Флор и Лавр не велят в
этот день в поле пахать. В день мучеников Флора и Лавра не выжигают
тавра. «На Храла і Ягор'я ня ткуць і ня пашуць» (белорус.).
Флор и Лавёр – кончай посев ржи. После этого дня посев ржи считается
запоздалым. Коли до Флора не отсеешься – фролки и родятся (цветочки).
С Фролова дня засиживают (т.е. работают при огне) ретивые, а
с Семена (1 сентября) и ленивые. Флоры – голы. Огурцы солят.
Смотрели у полыни корень: если побеги корня толсты – следующий
год будет урожайным.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Народная
Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Успенский
Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей.
М., Изд-во Моск. ун-та, 1982;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Беларускі
народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009
№5-6 |
|