Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > замолотки 
ЗАМОЛОТКИ, ЗАРЁВНИЦА, ФЁКЛА – 24 СЕНТЯБРЯ
 
С Фёклина дня начинались «замолотки»  
Замолотки, Зарёвница, Именины овина, Фёкла-зарёвница, Фёкла-запрядальная, Запредельница, Варфаламей.

На момент введения Юлианского календаря: 24 сентября
Дата по календарю XVI века: 24 сентября
Дата по старому стилю: 24 сентября
Дата по новому стилю: 7 октября


В этот день возжигали «новый» огонь, который добывали путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасился прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви).

Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже берёза, сосна.

Добытый живой огонь разносили по дворам зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя.

Общая семантика ритуала включала в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой). Обновление огня – символизировало всеобщее обновление.

Древние источники говорят о культе огня-Сварожича под овином, где должен гореть огонь, высушивающий снопы. Белорусы, разводя огонь под овином, бросают в него необмолоченный сноп ржи, как жертву огню. В некоторых местах этот обряд проводили 21 сентября, в других – 24 сентября (по ст. стилю).

К молотьбе готовились загодя, почитай, со Спасов. Рубили ольховые, ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приемов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.

Перед тем как садить снопы, у овинника испрашивали разрешения: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Любит почет, по сердцу ему поклоны. Не ублажить овинника – беда! Ночами нет-нет и вспыхивали зарева пожаров, перезванивались колокольни набатным сполохом. .

С Фёклина дня начинаются «замолотки». Почти весь день употребляем был на песни и забавы. С полуночи зажигают «новый» огонь и при нём начинают молотьбу в овине. Первый овин называют именинным (овин собственно значит гумно). Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров – заревниц проводят ночь в песнях. Накормить молотильщиков первого овина – забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом едят её с маслом.

Обмолачивают в этот день именной сноп – первый сноп, что сжат был и принесён в красный угол. И муку от первого снопа несут большухе. Печёт добрый хлеб большуха, потом ломает этот хлеб так, чтобы по куску досталось всем домочадцам и скотинке хоть чуток, на доброе здравие.

 
Овин – это особое строение за двором для сушки снопов злаков  
Овин – это особое строение за двором для сушки хлеба в снопах. Овины бывают ямные и верховые. Ямный овин состоит из ямы, которая в иных местах называется теплинкой, в этой яме разводят огонь. Пол в таком овине настилается на уровне земли, в нём оставляют пазухи-щели для прохода дыма. Надземная часть в овине называется садилом и колосниками. Садило представляет собой жерди, расположенные на высоте около метра над полом. На садило укладывают снопы для просушки, попеременно меняя верхние и нижние. У большинства овинов потолка нет, а только крыша, соломенная или тесовая, через которую также свободно проходит дым.

Верховые овины ставятся в сырых местностях и теплинка там находится на поверхности земли. Полка для сушки снопов располагается высоко и к ней порой приставляют лестницу. Огонь разводят прямо на земле, потому что любая вырытая ямка в сырых местностях сразу заполняется водой.

Вот ещё что про Фёклу говорят. Не плетет волосы Фёкла в косу, не завязывает в бабий узел, оттого-то они и торчат у неё в разные стороны. Есть поверье: в этот день всё, что завяжешь, не развязать потом – ни узел, ни судьбу. Коль полюбили – навсегда, коль женятся – то долгим счастье будет.

Зари берут в этот день. Зари – это желания, страсти. От подруг докучливых, от доглядов матушкиных тайно бежит девица к овину. Домовому калач несёт. По рассказам старух, овинный домовой непременно скажет ей о милом, о суженом. Просовывает девица с оглядкой – не уследил ли кто? – руку с калачом в овинное окно. Спрашивает с надеждой:

  Овинный домовой,
Батюшка заревой,
Не смейся, не лукавь,
Возьми оржаной калач
И назначь:
Мне житье-бытье собирать ли,
Суженого ждать ли?

Считалось, что коли никто не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, то сидеть девице в девках. Коли холодная рука девичьей касалась, это означало, что идти девице за бедного. А теплым, мягким покажется прикосновение – богатый возьмёт в жёны. И часто парни, а то и старики подшучивали над девицами: зная о их думах, скрытно забирались в овины.

К вечеру на Фёклу-заревницу присушки творят. Присушить – это призарить парня, т.е. сделать что-то такое, чтобы он поглядел на тебя.

В это день обыкновенно стараются хоть немного попрясть, чтобы впоследствии иметь охоту к этому делу.

Поговорки и приметы
Без огня овина не высушишь. Топить овины – топи, а на Фёклу оглядывайся. Первый овин называют именинником. В натопленных овинах молотят хлеб. Хоть овин гори, а молотольщиков корми. Озимь в сусек не кладут. Не шуба греет, а цеп-молотило. Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубках. Замолотки – начинают по утрам молотить с огнём. «Из дыры да на плешь» – говорят, когда высаживают снопы из овина на ток, где их обмалачивают. Первый обмолот на Фёклу, второй – на Покров. На Фёклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами. С Фёклы зори становятся всё багрянее.
Пришёл Варфаламей – жито на зиму сей (белорус.). Фёкла – дёргай свёклу. Фёкла, копай свеклу. Во что погодой Зимобор (25 марта), во то и Фёкла запрядальная.


Источники:
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым, С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Российский Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды – http://www.ethnomuseum.ru;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Славянcкие праздники. Славянская Библиотека – http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=15;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz