|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > замолотки
|
ЗАМОЛОТКИ, ЗАРЁВНИЦА, ФЁКЛА – 24 СЕНТЯБРЯ
|
|
|
|
С Фёклина
дня начинались «замолотки» |
|
Замолотки, Зарёвница, Именины овина, Фёкла-зарёвница,
Фёкла-запрядальная, Запредельница, Варфаламей.
На момент введения Юлианского календаря: 24 сентября
Дата по календарю XVI века: 24 сентября
Дата по старому стилю: 24 сентября
Дата по новому стилю: 7 октября
В этот день возжигали «новый» огонь, который добывали
путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в
XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания
нового огня во всём селении хозяевами домов гасился прежний
огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах
(могли оставаться только огни в церкви).
Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых
губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек:
в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку,
к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма
подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание
огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков
дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева
наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже
– берёза, сосна.
Добытый живой огонь разносили по дворам –
зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли
вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна
об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель
костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее катартическое
действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской
губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого
бедствия – ведьму, пропускали всех через
вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым
выдав себя.
Общая семантика ритуала включала в себя два момента: обновление
огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом,
из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой). Обновление
огня – символизировало всеобщее обновление.
Древние источники говорят о культе огня-Сварожича под овином,
где должен гореть огонь, высушивающий снопы. Белорусы, разводя
огонь под овином, бросают в него необмолоченный сноп ржи, как
жертву огню. В некоторых местах этот обряд проводили 21 сентября,
в других – 24 сентября (по ст. стилю).
К молотьбе готовились загодя, почитай, со Спасов. Рубили ольховые,
ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха
дегтярного духа. В несколько приемов заливалась мокрой глиной,
тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна.
Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь:
отвердела глина в камень.
Перед тем как садить снопы, у овинника испрашивали разрешения: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Любит
почет, по сердцу ему поклоны. Не ублажить овинника – беда! Ночами
нет-нет и вспыхивали зарева пожаров, перезванивались колокольни
набатным сполохом. .
С Фёклина дня начинаются «замолотки». Почти весь день
употребляем был на песни и забавы. С полуночи зажигают «новый»
огонь и при нём начинают молотьбу в овине. Первый овин называют
именинным (овин собственно значит гумно). Вокруг первых овинов
собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров – заревниц
проводят ночь в песнях. Накормить молотильщиков первого овина
– забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам
по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет
каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом
овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят:
«Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом
едят её с маслом.
Обмолачивают в этот день именной сноп – первый сноп, что сжат
был и принесён в красный угол. И муку от первого снопа несут
большухе. Печёт добрый хлеб большуха, потом ломает этот хлеб
так, чтобы по куску досталось всем домочадцам и скотинке хоть
чуток, на доброе здравие.
|
|
Овин
– это особое строение за двором для сушки снопов злаков |
|
Овин – это особое строение за двором для сушки
хлеба в снопах. Овины бывают ямные и верховые. Ямный овин состоит
из ямы, которая в иных местах называется теплинкой, в этой яме
разводят огонь. Пол в таком овине настилается на уровне земли,
в нём оставляют пазухи-щели для прохода дыма. Надземная часть
в овине называется садилом и колосниками. Садило представляет
собой жерди, расположенные на высоте около метра над полом.
На садило укладывают снопы для просушки, попеременно меняя верхние
и нижние. У большинства овинов потолка нет, а только крыша,
соломенная или тесовая, через которую также свободно проходит
дым.
Верховые овины ставятся в сырых местностях
и теплинка там находится на поверхности земли. Полка для сушки
снопов располагается высоко и к ней порой приставляют лестницу.
Огонь разводят прямо на земле, потому что любая вырытая ямка
в сырых местностях сразу заполняется водой.
Вот ещё что про Фёклу говорят. Не плетет волосы Фёкла в косу,
не завязывает в бабий узел, оттого-то они и торчат у неё в разные
стороны. Есть поверье: в этот день всё, что завяжешь, не развязать
потом – ни узел, ни судьбу. Коль полюбили – навсегда, коль женятся
– то долгим счастье будет.
Зари берут в этот день. Зари – это желания, страсти. От подруг
докучливых, от доглядов матушкиных тайно бежит девица к овину.
Домовому калач несёт. По рассказам старух, овинный домовой непременно
скажет ей о милом, о суженом. Просовывает девица с оглядкой
– не уследил ли кто? – руку с калачом в овинное окно. Спрашивает
с надеждой:
|
Овинный домовой,
Батюшка заревой,
Не смейся, не лукавь,
Возьми оржаной калач
И назначь:
Мне житье-бытье собирать ли,
Суженого ждать ли? |
Считалось, что коли никто не трогал руки девичьей, не брал принесенный
девицей калач, то сидеть девице в девках. Коли холодная рука
девичьей касалась, это означало, что идти девице за бедного.
А теплым, мягким покажется прикосновение – богатый возьмёт в
жёны. И часто парни, а то и старики подшучивали над девицами:
зная о их думах, скрытно забирались в овины.
К вечеру на Фёклу-заревницу присушки творят. Присушить – это
призарить парня, т.е. сделать что-то такое, чтобы он поглядел
на тебя.
В это день обыкновенно стараются хоть немного попрясть, чтобы
впоследствии иметь охоту к этому делу.
Поговорки и приметы
Без огня овина не высушишь. Топить овины – топи, а на Фёклу
оглядывайся. Первый овин называют именинником. В натопленных
овинах молотят хлеб. Хоть овин гори, а молотольщиков корми.
Озимь в сусек не кладут. Не шуба
греет, а цеп-молотило. Покуда цеп
в руках, потуда и хлеб в зубках. Замолотки – начинают по утрам
молотить с огнём. «Из дыры да на плешь» – говорят, когда высаживают
снопы из овина на ток, где их обмалачивают. Первый обмолот на
Фёклу, второй – на Покров. На Фёклу ночи темны, день убывает
лошадиными шагами. С Фёклы зори становятся всё багрянее.
Пришёл Варфаламей – жито на зиму сей (белорус.). Фёкла – дёргай
свёклу. Фёкла, копай свеклу. Во что погодой Зимобор (25 марта),
во то и Фёкла запрядальная.
Источники:
Сказания
русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым, С-Пб,
1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Российский
Этнографический музей. Календарные народные праздники и обряды
– http://www.ethnomuseum.ru;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Славянcкие
праздники. Славянская Библиотека – http://slav.olegern.net/viewpage.php?page_id=15;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Деревенские
святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса»,
1998 |
|