|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > первое
зазимье
|
ПЕРВОЕ ЗАЗИМЬЕ, ПОКРОВ – 1 ОКТЯБРЯ
|
|
|
|
На
Покров часто выпадает первый иней, а порой и снег |
|
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая
(белорус.), «День зустрічі зими» (укр.), Покровá, Покров.
На момент введения Юлианского календаря: 1 октября
Дата по календарю XVI века: 1 октября
Дата по старому стилю: 1 октября
Дата по новому стилю: 14 октября
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой
и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название
народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал»
землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия
праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием
полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих
дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.
В Заонежье с Покрова до Николы зимнего (6/19 декабря) отсчитывалось
зазимье.
В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был
связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового
просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы»
блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и
разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт
и спокоен.
С Покрова, – говорят в народе, – перестают бродить и колобродить
по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной
волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты,
разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь
землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды.
В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер;
и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день
к лесу – из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними
напоследок. «Леший – не свой брат, переломает косточки не хуже
медведя!» – говорят порой в деревне.
В этот день девушки просили Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров
пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным
кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой
землю снежком, а меня женишком!».
И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки:
«Зазимье пришло – засидки привело». На посиделки, вечерки, беседы
молодёжь собиралась либо поочерёдно в тех домах, где имелись
молодые парни и девушки, либо на весь «беседный период» нанимали
специальную избу. «Прясть собирались все девки вместе по понедельникам,
средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучинах до
полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому
как они работают». Парни нередко тоже приходили с работой –
лапти плели, вили верёвки, а кто просто сидел рядом с девушкой
и крутил ногой самопряху.
Девушки
вы, девушки,
Где
берёте денежки?
Летом
ягодки берём,
Зимой
куделечку прядём.
«Которая девушка веретено напрядёт, ей делать нечего. Тогда
она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая
не успевает, та схитрит – из дома полное веретено принесёт
и поставит. Парни любили тех, что попроворнее».
Моя
прялка не прядё,
Колесо
не вертится,
Не
дождаться, когда сядя,
Он,
наверно, сердится.
Не
стой, миленький, в порожке –
Не
большая тебе честь!
Иди,
сядь ко мне на лавку –
Для
тебя местечко есть!
Неделя после Покрова в некоторых местах Белоруссии называлась
«девичьим летом» в отличие от «бабьего». Все дни распределяли
между девками и дивчинами, которых уже приняли «в девки», и
гадали о чертах характера будущих молодух. Если дни стояли погожие,
солнечные, значит и характер у девчат должен быть ладный, добрый.
Деликатные взгляды и разговоры заставляли девчат посмотреть
на себя и свой норов со стороны. «Народное воображение отождествляет
покров Пресвятой Богородицы со сказочной «нетленной пеленой
Девы-Солнца», олицетворяющею собой утреннюю и вечернюю зарю.
Эта пелена, покрывающая всех бесприютных и лишенных крова, прядётся,
по словам одухотворяющего природу песнотворца-сказочника, из
золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба: «На море –
на окияне», – повествует в одном из своих старинных заговоров
народ, – «сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу
булатную, вдевает нитку золотую рудожёлтую, зашивает раны кровавыя.
На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень;
на сем камне стоит стол престольной, на сем столе сидит красна
девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьёт
она, вышивает золотой иглою»... и т. д. По другим разносказам,
розоперстая богиня Зоря тянет рудожелтую нитку и своею золотой
иглою вышивает по небу розовую пелену. Народ обращается к ней
со следующим молитвенным заклинанием: «Зорька-зоряница, красная
девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни
твоей фатою! Покрой ты меня покровом Своим от силы вражьей!
Твоя фата крепка, как горюч камень-алатырь!».» [Коринфский А.А.]
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине
свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от
«призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время
изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить
себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою
сквозь решето, на пороге хаты. Это делается в предохранение
от зимней простуды.
Поговорки и приметы
Покров не лето, а Сретенье не зима. Покров не лето, а Благовещенье
– не зима. На Покров первое зазимье. В Покров до обеда осень,
после обеда – зима. До обеда осень, с обеда зима. Выпадение
снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для
обручённых. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины
на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова
девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице:
«Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка)
поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду
платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам,
а галоўку – вяночкам» (белорус.). Не покрыл покров, не покроет
и рождество. Если снег выпадает на покров – счастье
молодым. Корову выбирают по рогам, человека – по родам. Если
сваты обошли хату, то говорили: «Приходит Покрóва – ревёт
девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Покров
– конец хороводам, начало посиделкам.
Захвати тепла до покрова (ухить, вычини избу). Между покрова
и родительской субботы зима не становится. Коли белка в Покров
чиста (вылиняла) – зима будет хороша. На Покров улетают последние
журавли, если раньше улетят – быть холодной зиме. Батюшка Покров
не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока – быть зиме
суровой, дует с юга – на снега, на теплую зиму; переменный –
и ей быть переменной. По Покрову и зима. Сбор последних плодов.
Последний сбор груздей и рыжиков.
Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Каляндар
беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Специфика
молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной
конференции «Рябининские чтения-2003» - Петрозаводк, 2003
– http://kizhi.karelia.ru |
|
|
|