|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > звездочет
|
ЗВЕЗДОЧЁТ, ДЕНЬ МЕЛЬНИКА – 12 ОКТЯБРЯ
|
|
|
|
Говорят, в этот день можно
шестом до звезды достать |
|
Звездочёт, День мельника, Волхвы, День Ондроника,
Андрон, Пров.
На момент введения Юлианского календаря: 12 октября
Дата по календарю XVI века: 12 октября
Дата по старому стилю: 12 октября
Дата по новому стилю: 25 октября
Сказывают старожилы, что в этот день наблюдают появление звёзд
с полудня и со полуночи. Народная астрономия очень мало известна
грамотным людям, и многие даже не верят её существованию. По
звёздам гадают о погоде, об урожае. Ондрон – это шест, жердь,
совок, плица, черпак. Говорят, в день Ондрона можно шестом до
звезды достать. Совком звёздной россыпи почерпнуть. Отсюда гадания,
заговоры. Сохранилось упоминание о звездочётах-волхвах: «волхвы
и чародейники пособие творят, кудесы бьют, и по звёздам и по
планетам глядают и смотрят дней и часов».
Свою звезду, коль остыла она, коль холод в себе чувствуешь и
жизни тесноту, когда всутерпь жизнь идёт, ты можешь согреть.
Возьми шест, обмотай ветошью, в полночь ту ветошь подожги да
встань в начерченный круг в чистом поле. Знать надо такой заговор:
«Отступи от меня вой да морок. Выйди из меня сухота сухотучая,
маета нечистая. По руслу огня войди в меня, сила небесная. Нить
серебряную звезды обрати, Родиха-мать, в силу красную да текучую
и в меня пролей! По руслу огня – в меня.»
Это поверье тому передавали, кто родился в этот день. Это оберегало,
говорят, жизнь. Ондрону душу вверяли, мол, мог он рассудить,
что за боль снедает свет в твоем дому, что за призеры? Ведь
метёт Ондрон звездный двор, свод небесный. Он один по ночам
с метлой ходит, всякий сор с небесных хлябей сметает, скрывни
луны сторожевым ключом открывает.
К этому дню в основном заканчивался помол зерна, обмолоченного
с Фёклы-заревницы (24 сентября по ст. стилю). Мельник мог немного
передожнуть. За помол крестьяне благодарили мельника и нередко
угощали. Расчеты с мельником традиционно производились зерном:
платили долю (гарнец, гарнцы) – как правило одной десятой. Знающему
мельнику, имевшему, по поверьям крестьян, особые отношения с
водяным или лешим, платили вдвое дороже. В некоторых местах
мельник был держателем общественной кассы, формировавшейся из
приплат (гарнцев), которые ему давали по обычаю сверх положенного
за помол (мукою и деньгами). Из этих средств формировалась общественная
копилка для помощи малоимущим, многодетным, вдовам.
Вечером этого дня мельник устраивает торжественный стол. В Белоруссии
традиционным едой (особенно, если мельница водяная) в этот день
был жареный гусь, часть которого приносилась в жертву. «Марцін
святы – губіцель гагаты» (белорус). Под «гагатой» подразумевался
гусь. Вместо праздничного стола накрывался мельничный жернов
и на нём раскладывались кушанья и домашние напитки.
Считалось, что хороший мельник владеет тайными знаниями и непременно
должен быть колдун и водить дружбу с нечистыми; иначе дело не
пойдёт на лад. Если мельница водяная, мельник должен был установить
рабочие взаимоотношения с водяным, если ветряная – то с лешим.
Леший являлся мельнику чаще всего в виде высокого мужика – долгого
(вят.) или болшого (костр., ветлуж.), либо сильного ветра, в
последнем случае срывая с него шапку и ломая мельничные крылья.
Водяной – в облике огромной рыбы в мельничном пруду: налима,
сома, щуки; черного кота; мужика в красной рубахе, выгоняющего
стадо коров прямо из воды. Смоленские мельники описывали водяных
как мужиков “с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук,
с двумя… рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими
подобно раскаленным углям”. На вятских мельницах обитали, по
поверьям, мелкие бесы – ичетики, представлявшиеся мохнатыми
человечками с длинной всклокоченной шевелюрой, а также женский
дух по прозванию шишига, имевший обыкновение отдыхать на мельничном
колесе. Мельники, чтобы водяной не разорвал плотины, однажды
в год приносят ему в дар откормленного гуся; кто этого не делает,
того он замучивает во время сна.
На ветряной мельнице, по народному представлению, также обитают
демонические существа. Порой можно было услышать рассказ о посещении
мельницы. «Возле мельницы чо-то чудилось: мамка приехала на
мельницу рано, никого ещё нет, заперто. И сижу, говорит, – раза
три кашлянул кто-то. А никого нет…». Широко известны поверья,
что возле мельницы манит и водит, пугает людей нечистая сила.
Присутствие нежити проявлялось невнятными голосами, шепотом,
стуком мельничных механизмов, касанием, внезапным дуновением
ветра.
Со всеми этими персонажами мельник, как и пастух, должен был
заключить тайный договор, подкрепленный жертвоприношениями.
Мельнику в этом случае обещается: «Будешь верно молоть – вода
будет; обмеривать станешь – воды не станет». Мельник же после
помолов часть муки отдаёт, бросая в воду или на ветер.
По преданиям мельника не только связывали с нечистой, но и с
чародейством. Мельница напоминала грозовую тучу. Дождь, град
и снег, рассыпаемые тучами, казались теми небесными дарами,
какие мелет облачный жернов. И действительно, в снеге, который
уже своей белизною и рыхлостью напоминает смолотый хлеб, видели
падающую с неба муку. В областных говорах: бус – мелкий дождь
и мучная пыль, бусить – идти дождю со снегом, моросить и пылить
мукою; мелкий град называется крупою, а мельница для обработки
гречихи, проса и ячменя – крупорушкою. У белорусов сохранилось
знаменательное поверье, что горные духи (тучи), подчиненные
Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе
громовой жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком
в руках.
Считалось, что мельник не только мелет зерно в муку, но может
смолоть погоду и даже судьбу. Отношение к мельнику всегда было
уважительным. С ним старались не ссориться.
Поговорки и приметы
Наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Яркие звёзды
– к морозу, тусклые – к отепели. Сильное мерцание звёзд преимущественно
синими оттенками – к снегу. Небо – терем божий, звёзды – окна,
из которых вылетают ангелы. Не считай звёзды, а гляди под ноги:
ничего не найдёшь, так хоть не упадёшь. Жить живи, да решетом
звёзды в воде не лови. Часты звёзды, ярки звёзды, да рассыпчаты:
сладки речи, звонки речи, да обманчивы.
Не завозно, да корыстно (эавозно на мельнице, когда много мелева).
Мельница сильна (работает) водой, а человек едой. «Марцін святы
– губіцель гагаты» (белорус.).
Народные
приметы о звёздах по Сахарову И.П. >>
Источники:
Интернет-журнал
«В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
Беларускі
народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага
календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Беларускі
народны каляндар, Алесь ЛОЗКА // «Народная воля», 13.01.2009
№5-6;
Праздники
Беларуси – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
Мельник
– http://poehaly.narod.ru/3melnik.htm |
|