Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > звездочет  
ЗВЕЗДОЧЁТ, ДЕНЬ МЕЛЬНИКА – 12 ОКТЯБРЯ
 
Говорят, в этот день можно шестом до звезды достать  
Звездочёт, День мельника, Волхвы, День Ондроника, Андрон, Пров.

На момент введения Юлианского календаря: 12 октября
Дата по календарю XVI века: 12 октября
Дата по старому стилю: 12 октября
Дата по новому стилю: 25 октября


Сказывают старожилы, что в этот день наблюдают появление звёзд с полудня и со полуночи. Народная астрономия очень мало известна грамотным людям, и многие даже не верят её существованию. По звёздам гадают о погоде, об урожае. Ондрон – это шест, жердь, совок, плица, черпак. Говорят, в день Ондрона можно шестом до звезды достать. Совком звёздной россыпи почерпнуть. Отсюда гадания, заговоры. Сохранилось упоминание о звездочётах-волхвах: «волхвы и чародейники пособие творят, кудесы бьют, и по звёздам и по планетам глядают и смотрят дней и часов».

Свою звезду, коль остыла она, коль холод в себе чувствуешь и жизни тесноту, когда всутерпь жизнь идёт, ты можешь согреть. Возьми шест, обмотай ветошью, в полночь ту ветошь подожги да встань в начерченный круг в чистом поле. Знать надо такой заговор: «Отступи от меня вой да морок. Выйди из меня сухота сухотучая, маета нечистая. По руслу огня войди в меня, сила небесная. Нить серебряную звезды обрати, Родиха-мать, в силу красную да текучую и в меня пролей! По руслу огня – в меня.»

Это поверье тому передавали, кто родился в этот день. Это оберегало, говорят, жизнь. Ондрону душу вверяли, мол, мог он рассудить, что за боль снедает свет в твоем дому, что за призеры? Ведь метёт Ондрон звездный двор, свод небесный. Он один по ночам с метлой ходит, всякий сор с небесных хлябей сметает, скрывни луны сторожевым ключом открывает.

К этому дню в основном заканчивался помол зерна, обмолоченного с Фёклы-заревницы (24 сентября по ст. стилю). Мельник мог немного передожнуть. За помол крестьяне благодарили мельника и нередко угощали. Расчеты с мельником традиционно производились зерном: платили долю (гарнец, гарнцы) – как правило одной десятой. Знающему мельнику, имевшему, по поверьям крестьян, особые отношения с водяным или лешим, платили вдвое дороже. В некоторых местах мельник был держателем общественной кассы, формировавшейся из приплат (гарнцев), которые ему давали по обычаю сверх положенного за помол (мукою и деньгами). Из этих средств формировалась общественная копилка для помощи малоимущим, многодетным, вдовам.

Вечером этого дня мельник устраивает торжественный стол. В Белоруссии традиционным едой (особенно, если мельница водяная) в этот день был жареный гусь, часть которого приносилась в жертву. «Марцін святы – губіцель гагаты» (белорус). Под «гагатой» подразумевался гусь. Вместо праздничного стола накрывался мельничный жернов и на нём раскладывались кушанья и домашние напитки.

Считалось, что хороший мельник владеет тайными знаниями и непременно должен быть колдун и водить дружбу с нечистыми; иначе дело не пойдёт на лад. Если мельница водяная, мельник должен был установить рабочие взаимоотношения с водяным, если ветряная – то с лешим.

Леший являлся мельнику чаще всего в виде высокого мужика – долгого (вят.) или болшого (костр., ветлуж.), либо сильного ветра, в последнем случае срывая с него шапку и ломая мельничные крылья.

Водяной – в облике огромной рыбы в мельничном пруду: налима, сома, щуки; черного кота; мужика в красной рубахе, выгоняющего стадо коров прямо из воды. Смоленские мельники описывали водяных как мужиков “с длинными пальцами на ногах, с лапами вместо рук, с двумя… рогами на голове, с хвостом назади, и с глазами, горящими подобно раскаленным углям”. На вятских мельницах обитали, по поверьям, мелкие бесы – ичетики, представлявшиеся мохнатыми человечками с длинной всклокоченной шевелюрой, а также женский дух по прозванию шишига, имевший обыкновение отдыхать на мельничном колесе. Мельники, чтобы водяной не разорвал плотины, однажды в год приносят ему в дар откормленного гуся; кто этого не делает, того он замучивает во время сна.

На ветряной мельнице, по народному представлению, также обитают демонические существа. Порой можно было услышать рассказ о посещении мельницы. «Возле мельницы чо-то чудилось: мамка приехала на мельницу рано, никого ещё нет, заперто. И сижу, говорит, – раза три кашлянул кто-то. А никого нет…». Широко известны поверья, что возле мельницы манит и водит, пугает людей нечистая сила. Присутствие нежити проявлялось невнятными голосами, шепотом, стуком мельничных механизмов, касанием, внезапным дуновением ветра.

Со всеми этими персонажами мельник, как и пастух, должен был заключить тайный договор, подкрепленный жертвоприношениями. Мельнику в этом случае обещается: «Будешь верно молоть – вода будет; обмеривать станешь – воды не станет». Мельник же после помолов часть муки отдаёт, бросая в воду или на ветер.

По преданиям мельника не только связывали с нечистой, но и с чародейством. Мельница напоминала грозовую тучу. Дождь, град и снег, рассыпаемые тучами, казались теми небесными дарами, какие мелет облачный жернов. И действительно, в снеге, который уже своей белизною и рыхлостью напоминает смолотый хлеб, видели падающую с неба муку. В областных говорах: бус – мелкий дождь и мучная пыль, бусить – идти дождю со снегом, моросить и пылить мукою; мелкий град называется крупою, а мельница для обработки гречихи, проса и ячменя – крупорушкою. У белорусов сохранилось знаменательное поверье, что горные духи (тучи), подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовой жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком в руках.

Считалось, что мельник не только мелет зерно в муку, но может смолоть погоду и даже судьбу. Отношение к мельнику всегда было уважительным. С ним старались не ссориться.

Поговорки и приметы
Наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Яркие звёзды – к морозу, тусклые – к отепели. Сильное мерцание звёзд преимущественно синими оттенками – к снегу. Небо – терем божий, звёзды – окна, из которых вылетают ангелы. Не считай звёзды, а гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть не упадёшь. Жить живи, да решетом звёзды в воде не лови. Часты звёзды, ярки звёзды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы.
Не завозно, да корыстно (эавозно на мельнице, когда много мелева). Мельница сильна (работает) водой, а человек едой. «Марцін святы – губіцель гагаты» (белорус.).

           Народные приметы о звёздах по Сахарову И.П. >>


Источники:
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М., «Правда», 1991;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Беларускі народны каляндар, Алесь ЛОЗКА // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Праздники Беларуси – http://www.calend.ru/holidays/belorus;
Мельник – http://poehaly.narod.ru/3melnik.htm

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz