Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > куделица 
КУДЕЛИЦА, ФИЛИПОВКИ – 14 НОЯБРЯ
Куделица, Заговенье, Филипповки, «Запусты» (белорус.), «Юстыніян» (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: 14 ноября
Дата по календарю XVI века: 14 ноября
Дата по старому стилю: 14 ноября
Дата по новому стилю: 27 ноября


В этот день доигрывают по деревням последние свадьбы весёлые. День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было Заговенье перед Рождественским постом. Филиппово заговенье – начало рождественского «холодного» поста. Другое название поста – Карачуновский. Это название связано с древним божеством Карачуном, олицетврявшем тьму, смерть и самую длинную ночь в году. Впоследствии карачуном стали называть внезапную смерть в молодом возрасте. Жил Карачун под землёй, а его слугами были медведи-шатуны и волки, которые оборачивались в бураны и метели и набрасывались на людей.

Филипповки – последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям, в посты свадеб не играли.

На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы водился скот. Были и приметы: иней на Филиппа – урожай на овёс. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели, а если ночью был иней, днем снег не выпадет. Вороньё черное каркает – к оттепели.

В этот день старались закончить празднования – наступает пора ткачества. Не попляшешь на посиделках – «прядись, куделя, на этой неделе».

  – Девушки, девушки,
Где берёте денежки?
– Летом ягодки берём,
Зимой куделицу прядём.

Куделица – первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу, ибо: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». «Прялка не Бог, а рубаху даёт», «Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься».

Белорусы святого Юстиниана считали избавителем от бесплодия. На образах он был изображён с ребёнком на руках в молитве перед иконой Богородицы. Бездетные селяне и те, у кого умерли дети, обязательно имели образ Юстиниана в своём доме.

Поговорки и приметы
Филипповки – конец свадебным неделям. Кто не повенчался до Филипповок – молись Богу да жди нового мясоеда. Пост – свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовёт. Филиппово заговенье – начало рождественского «холодного» поста.
Апостол Филипп к веткам морозью прилип. Месяц к веткам изморозью прилип. Иней на Филиппа – к урожаю овса, дождь – пшеницы. На Филиппа ворона каркает – к оттепели. Если в течение Филипповок часты пасмурные дни и иней на деревьях, то жди хорошего урожая хлебов; светлая Филипповка без инея предвещает плохой урожай. Рано трутся налимы – весна будет ранняя; поздно, начали перед зимним Юрьем – естественно, позже затает (вологод.). «Якщо на Пилипа буде іній, то це свідчить, що буде гарний урожай вівса в наступному році» (укр.). Иней на Филиппа – урожай на овёс.
Филип детей одевает (белорус.). Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом. У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи. Соха кормит, веретено одевает. Прялка не Бог, а рубаху даёт. Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом. Не ленись прясть, хорошо оденешься. Не напрядешь под дымком, не выткнешь под тынком. Кривое веретено не оденет. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится. Из пасмы в пасму перейду, так и конец найду. Прядись, куделя, на этой неделе; на новой будет недосуг: может, замуж позовут. Куделя – не медведь, на неё можно и завтра поглядеть. Привязала куделю, уже девята неделя. Рано встала, да мало напряла. Тонко прясть – долго ждать.


Источники:
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Народная Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz