Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > зима на пегой кобыле 
ЗИМА НА ПЕГОЙ КОБЫЛЕ, ГУРИЙ – 15 НОЯБРЯ
Зима на пегой кобыле, Зубной целитель, Гурьян, Гурий.

На момент введения Юлианского календаря: 15 ноября
Дата по календарю XVI века: 15 ноября
Дата по старому стилю: 15 ноября
Дата по новому стилю: 28 ноября


С этого дня все нечистые убегают с земли завидев зиму на пегой кобыле. В Гурьев день зима с коня слезает, встаёт на ноги, куёт седые морозы, стелет по рекам, озерам ледяные мосты, сыплет из одного рукава снег, а из другого – иней. Следом за матушкой-зимой бегут метели, над мужиками потехи, бабам в уши дуют, велят печи затапливать пожарче. Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья. Про слякоть в этот день шутили: «Гурий, меси тесто».

Гурьян без лошади, что зима без января. Старики говорили, что к этому дню зима свою пегую (пятнистую) кобылку так по колдобинам загоняла, что её возок еле тащится. Пора бы пегой в стойле отдохнуть. Вот и выводит Гурьян на встречу зиме гнедую (рыже-коричневую) кобылку. Она бежит – земля дрожит. Гурьян зиму по Руси далее отправляет. А сам времени даром не теряет, застыл путь, так и нечего мешкать, надо починки огнища проверить, мелкие заросли повырубить на дрова. Так что запряг он свою лошадку – и за дело.

Ехал Гурьян на гнедой кобыле в лес, возил дрова, проверял засеки (места в лесу, где шла рубка), сено в стогах. Крестьянская дума – наперед: не только как в эту зиму скотину продержать, но и на будущий год. Тут Гурьян на подмогу приходит – с мерой овса, с возом сена. Гурьян все прикидывает: что лучше, скотинку разводить или запас сохранить. Ехал Гурьян на гнедой кобыле в лес, возил дрова, проверял засеки (места в лесу, где шла рубка), сено в стогах.

С этого дня начинается последний в году пост – Рождественский или Филиповский, который в старину на Руси назывался Карачуновским или Карачуном. Карачун – это злое божество скотского падежа. В простонародье и теперь еще говорят: «Пришёл ему карачун», т. е. погибель, конец. Празднование Карачуну было в один день с Колядой и совпало с Рождеством Христовым. Этим совпадением и объясняется название Рождественского поста Карачунским.

С Филиповки, когда «день только до полудня», а потом уже темнеет, начинались вечёрки с пряжей: «Спорый филиповский клубок, а петровский – стажок». Насколько успешной была работа в это время, настолько же успешным был и следующий этап – ткачества: «Что в Филиповку спрядёшь, то в Великий пост соткёшь».

Гурий, Симон и Авив слывут в народе зубными целителями.

Рождённого в этот день одаривали в старину мерой овса, возом сена.

Поговорки и приметы
С этого дня все нечистые убегают с земли завидев зиму на пегой кобыле. Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых. Гурий на пегой кобыле (грязь, снег). Гурьян без лошади, что зима без января. Коли кони ржут – то это к добру. Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья. Коли снег добрый, то лежать ему до половодья. «На Піліпаўку пагода хмарная або снежная – травень будзе мокры» (белорус.). «Калі да Піліпавых заговін мянтуз намеча ікру – зіма атыйдзе раней» (белорус.). С этого дня волки собираются в стаи (белорус.). Волчьи свадьбы (белорус.).
Конец свадебным неделям (от Семёна до Гурия). Первый день Рождественского (Филипповского) поста. «Спорны піліпаўскі клубок, а пятроўскі стажок» (белорус.). «Што ў Піліпаўку спрадзеш, тое ў Вялікі пост сатчэш» (белорус.). «Піліп дзяцей адзявае» (белорус.).


Источники:
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Круглый год. Славянский календарь»;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz