|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > санница
|
САННИЦА, КАТЕРИНА – 24 НОЯБРЯ
|
|
|
|
В этот день
устраивались гонки на санях |
|
Санница, Катерины – лёгкие родины, Катерина-жёнодавицы,
Свято (праздник) Доли, Первое катание на санях, Катерина, Екатерина.
На момент введения Юлианского календаря: 24 ноября
Дата по календарю XVI века: 24 ноября
Дата по старому стилю: 24 ноября
Дата по новому стилю: 7 декабря
Первое катание на санях – Екатерининское гулянье. В этот день
устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались
на кком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней
и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки
отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.
Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их
полагалось в день Екатерины обязательно скатить с горы: и дорожные
сани-обшевни, и крестьянские-дровни на полозьях березовых, и
ручные саночки-салазки, чунки... Да к тому же на всех санях
в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ. Не мало
было смеху и забав на Екатерину-санницу.
Екатерина заповедует – дома не сидеть, а на санях с гор кататься,
веселиться, радоваться. Поэтому на этот день приходились гуляния.
Екатерину представляли деревенские жители добротной, справной,
той, о которой говорят: кровь с молоком! Синий цвет – её любимый.
Девушки и парни особенно ждали Екатерину-санницу. Верили, что
если солнце будет светить в этот день, то сама Екатерина незримо
плеснет волшебной синевы на саночки, и тогда быть саночкам счастливыми.
Девушки утешали себя: если любимый парень сядет в её сани и
скатится с ней с горы, то скатится с его души темнота, из-за
которой его сердце было глухо и не откликнулось на девичью любовь.
На Екатерину девушки пекли колобок, или круглый хлеб, и катали
его по белому убрусу. С одной стороны убруса клали ржаной колос,
а с другой – платок любимого или рукавицу. При этом говорили:
|
Катись-катись по белому убрусу,
как по белому снегу,
катись Русью,
с пути не сбивайся,
не спотыкайся,
до суженого докатись,
остановись! |
Катили хлеб по солнцу – от ржаного колоса к вещи, тихо скраденной
у полюбившегося парня. Девушка верила, что отныне дорожку к
её дому снег не запорошит, что парень возле нее станет ходить
кругами. Но порой хлебный колос не катился. И это было предвестием,
что девичьи старания напрасны.
Вечер под Екатерину – время ворожбы, всякая девушка хотела дознаться:
быть ли ей просватанной? Для этого она отрезала кусок хлеба,
клала под подушку и говорила: «Приди суженый ко мне ужинать!»
А на утро она глядела: если хлеб разломился пополам, то уж непременно
быть ей просватанной. И лучшего не пожелать – ведь гадание предсказывало,
что будуший муж будет делить с ней пополам хлеб и все житейские
радости и невзгоды. Если от хлеба отламывался небольшой кусочек,
то это предвещало, что жених обязательно обьявиться, а уж как
там сложится судьба – на то воля Господа! Если же хлеб под подушкой
за ночь сильно ссыхался и слеживался, то это был знак, что девоньке
еще долго невеститься. В Белоруссии на Катерину гадали чуть
иначе: девчата пекли лепёшку из одной соли и съедали её перед
тем, как лечь спать чтобы во сне суженый-ряженый подал воды.
Бытовало немало поверий, связанных с катанием на Екатерину на
санках с гор. В этот день каждому непременно следовало скатиться
на санках с горы, чтобы освободиться от душевного груза, снять
с себя ношу тяжелых раздумий, обрести спокойствие.
Молодые люди специально заранее готовили для своих девушек саночки.
Саночки обязательно разукрашивались, расписывались цветами,
орнаментом. Скатиться с любимой девушкой на санках с горы не
просто радостно, но и означало, что уже непременно их судьбы
вместе покатяться по жизни.
Для малых ребятишек готовили дедушки и бабушки к Екатерине козырные
саночки с куклами. Козыречные саночки, или козырки – это салазки
с загнутым передом полозьев. Их ладили деды. А бабушки тем временем
шили кукол для своих внучат.
С Екатерины мужики нередко уходили в извоз.
Катерининский пирог
Саму именинницу в этот день потчевали рыбным пирогом с картофелем.
На это время приходится Рождественский пост, и потому готовили
постное тесто. Для этого муку (1, 2 кг) порциями всыпали в теплую
воду (2 стакана), в которой предварительно растворяли дрожжи
(40 г). В тесто добавляли растительное масло (1 стакан) и соль
(1 ч. л.) и хорошенько вымешивали. Подошедшее тесто дважды обминали
и лишь потом формировали пирог. Для этого делили тесто на 2
части. Ту, что побольше – для донышка – раскатывали в толщину
с палец, расправляли четырехугольником на смазанном маслом противне
и укладывали на нее начинку.
Для приготовления начинки рыбу (1 кг) чистили, промывали, освобождали
от костей и обжаривали мякоть в растительном масле. Далее резали
кольцами сваренный картофель (500 г), чистили и резали тоненькими
кольцами репчатый лук (5 головок средней величины). Сначала
раскладывали картофель, потом рыбу, потом лук. Начинку укрывали
раскатанным толщиной 7-8 мм оставшимся тестом. В середине пирога
делали обязательно отверстие, которое украшали выплетенной из
теста тоненькой косичкой.
Поговорки и приметы
Катеринин день пришёл, катанье привёл; катайся, у кого лошадь
да сани есть – на санях, а нет ни саней, ни лошадки – садись
на ледянку, с горы катись! Пришла Катерина – придёт и перина.
Вечер под Екатерину – время ворожбы. Без солнышка нельзя пробыть,
без милого нельзя прожить. Не спится, не лежится, всё про милого
грустится. У невесты женихов сто один, а достанется один.
Телега хлеб в дом возит, а сани – на базар. Зимой с бороной,
а летом в извозе. В объезд – так к обеду, а прямо – так дай
бог к ночи. То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь.
Не всегда кормит обоз, а иногда кормит воз. Мороз – сорок пудов
на воз (Хорошая санная дорога легка). Едешь на день. а хлеба
бери на неделю. Не бойся дороги, были б кони здоровы. У доброго
коня вёрсты не длинны. Обратная дорога всегда короче. Либо добыть,
либо домой не быть. Умный товарищ – половина дороги.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992 |
|