|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > зимник
|
ЗИМНИК, НИКОЛА ЧУДОТВОРЕЦ – 6 ДЕКАБРЯ
|
|
|
|
Первоначально Дед Мороз
был в виде босого старика небольшого роста, с белыми волосами
и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой
белой одежде и с железной булавой в руках. |
|
Зимник, Никола Чудотворец, Микола морозный,
холодный, «Добрий Микола» (укр.).
На момент введения Юлианского календаря: 6 декабря
Дата по календарю XVI века: 6 декабря
Дата по старому стилю: 6 декабря
Дата по новому стилю: 19 декабря
Современная дата: 24 декабря «Никола – второй после бога заступник». Покровитель
земледелия и скотоводства, хозяин земных вод, милостливый святой,
заступник крестьян от всех бед и несчастий. Его образ вероятно
наложился на Велеса и Волхова-чародея.
Велес, «скотий бог» – бог достатка, лесов и земных
вод, смены времён года, земледелия, домашнего скота, торговли,
путников и искусств.
Волхов, ипостась Велеса – чародей, был силён и умён, мог принять
облик ящера водного («лютого зверя коркодела»), волка-оборотня,
гнедого тура, ясного сокола. Он же царь водяной. (новг.)
В этот день, по преданию, Никола-угодник спускается с небесных
полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской,
обходя её – обыденкой (в один день) – из конца в конец. И убегают
от него, ещё загодя, все духи тьмы. Говорят, что на Николу зима
с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом
подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не
сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело – зима ледяной
смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.
По стариковским байкам, уж больно любит зима посидеть на крыше,
у трубы послушать пение русской печи, свист берестяной, дух
леса смоляной вдохнуть в себя. Сладко человека житье, чудесно
в стенах, мхом убранных. Чудесен и сам огонь. И страх перед
ним у зимы, и тяга к нему. Что за зима без света от лучины,
без огня в печи!
Пирогами встречали день Николы и зимушку не забывали – потчевали.
Потому и говаривали: первые морозы – Никольские. Раньше, по-видимому,
это была макушка зимы*: «Хвали
зиму после Николина дня».
Зимой Никола предстаёт седым стариком, хозяином зимы, снега
и холода, который сходит на землю, принося зародыши богатства,
урожая, приплода. Никола – покровитель всех зимних занятий,
которые проходят вне дома. Можно сказать, что Мороз – это символ
Николы, как молния и гром – символы Ильи.
Согласно мифам древних славян, Мороз женат на Снежной Царице,
дочери Мары и Кощея – правителей подземного темного царства.
У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка.
|
|
Волх – чародей, ипостась
Велеса. |
|
Современный Дед Мороз – образ собирательный.
Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник),
русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса
А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз,
Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса»,
карело- финский эпос «Калевала»).
Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть
головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились
за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно
носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник.
Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста,
с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой,
в тёплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдёт
– там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун
– злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным
богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра
разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на
пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер»),
он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго
деда.
Мороз, Морозко – персонаж славянского сказочного и обрядового
фольклора; культ Мороза косвенно отражён во всех славянских
традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных
славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца,
который сковывает воду “железными” морозами (калинниками, по
народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления
отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах
и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ
Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем
и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика,
может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной
избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего
к нему.
Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись
у восточных славян (особенно у белорусов) в ритуале кормления
Мороза накануне вечером 5 января (по ст. стилю). В каждой семье
старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое
окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами:
“Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш
овёс, лён, да канапи, в землю вколоти” (ср. обычай кормления
дедов-предков с кормлением деда-Мороза). В восточнославянской
мифологии Мороз – старичок низенького роста, с длинной седой
бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы;
от удара Мороза по углу избы трескается бревно.
Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской
среде вызвана влиянием образа христианского св. Николая, который
дарил подарки и влиянием западноевропейских рождественских обычаев.
Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал
в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть,
пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в
некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед
Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.
Кроме того, раньше люди не ждали от Деда Мороза подарки, а…
дарили их ему сами! В давние времена славяне верили, что от
бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы
они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой
устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее:
шубы наизнанку, маски – они изображали духов. Духи стучались
в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный
из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом
современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза
персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях
– Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Это Дух Зимы – строгий,
иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит
и одаривает, а плохих – может и заморозить своим волшебным посохом.
Другое имя властителя Зимы с крутым нравом – Дед Трескун, ибо
именно он насылал на землю трескучие морозы. Постепенно из злого
персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается
в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний
праздник. И поныне считается, что живёт Дед Мороз в лесу и дружит
с лесными зверями и птицами. Сначала шуба его была синей (как
указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных
открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз
чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей
шубе.
К Николе зимнему приурачивалась распродажа лишнего хлеба. Во
многих местах России с Николина дня справляли так называемую
«никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно
вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового
урожая. В отличии от прочих – это праздник стариковский, большаков
семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье
и охота на пиво длятся не менее 3–4 дней, при съезде всех ближайших
родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает
тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования:
такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года.
Зимою на Николу начало сватовства. Молодёжь начинает подготовку
к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь
бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины,
наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых
и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного
народного театра.
Легенда о Волхове
Два племенных вождя – Словен и Рус – покинули со своими племенами
старые земли в «Скифенопонте» и начали искать во Вселенной «места
благопотребна», «яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня».
Через 40 лет блужданий они достигли великого озера, названного
в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова («зовомого
тогда «Мутная») был построен город Словенск Великий («а иже
ныне – Нов град»). «И от того времени новопришельцы скифстии
начата именоватися словены. ... Болший сын оного князя Словена
– Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими
ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя
коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь.» («Цветник»
1665 г.)
Поговорки и приметы
Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли
на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой
иней – овсы хороши будут. Иней на Николу – к урожаю. Если иней
будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если
после Миколы – позже (белорус.). Какой день в Николу зимнего,
такой и в Николу летнего.
Зима – за морозы, а мужик – за праздники. Бог Седовлас послал
зиму на нас. Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую
бражку пьёт, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков
бьют. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы
не ведали, что ребята только брагу пьют. «Мікола і Варвара ноч
урвалі» (белорус.). Хвали зиму после Николина дня. Подошёл бы
Никола, а уж зима на санках приедет за ним. Привезли зиму на
санках до Николы, и вот тебе и жданная оттепель. Ехал в санях
Микола, просил ночлега, обещал приехать в мае на телеге. Всем
богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. Один Никола
травный, другой морозный. Никола загвоздит, а Егорий намостит.
Первые крепкие морозы – Никольские. У доброго мужика и на Никольщину
торг стоит. Никольский торг всему указ. В Николин день во всяком
доме пиво. Николыцина красна пивом да пирогами. Для кума Николыцина
бражку варит, для кумы пироги печёт. На Никольщину зови друга
и недруга. На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут
друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага –
рядит. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы
не ведали, что ребята только брагу пьют. Никольщина красна пивом
да пирогами. Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги
печёт. Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская
в избе сидит да бражку пьёт. Никольскую брагу пьют, а за Никольское
похмелье бьют. Дониколился до сумы. Знать мужика, что Никольщину
справлял, коли на голове шапка не держится. Никольщина не ходит
с поклоном на барский двор. Позывала Никольщина барщину в гости
пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём
от Бога навек заказ положен. Всем богам по сапогам, а Николе
боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы.
Выбирай не невесту, а сваху. Никто против свахи не соврёт. Сваха
чужие грехи на душу принимает. Свату первая чарка и первая палка.
Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал.
_________________
*) В некоторых местах на Руси святочные гадания, начинались
не с Рождества, а с Николы зимнего или со Спиридона-Поворота
(в Заонежье) [Специфика
молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К. – http://kizhi.karelia.ru].
Может не случайно Никола-зимний «превратился» в Деда Мороза
и Санта-Клауса (дословный перевод – Святой Николай)? Сохранилась
поговорка о Маланье, которую отмечают 31 декабря – «Веселилась
Маланья на Николин день...», косвенно указывающая, что Николу
также отмечали, как и последний день года.
Источники:
«Язычество древней
Руси», Рыбаков Б. А.;
«Народная Русь», Коринфский
А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Народный
календарь, Дубненский общественный фонд «Наследие» – http://nasledie.dubna.ru;
День
Рождения Дедушки Мороза – www.oracle-today.ru/forum/viewtopic.php;
Дед
Мороз, Снегурочка, Санта Клаус – http://happy-year.narod.ru/dedmoroz.html;
Календарь
праздников, памятных дат – www.barnaul-altai.ru/news/calendar/;
Велес
и Ярила, Гаврилов Д. – http://lib.swarog.ru/books/wera/0pagan/00wolh/yggeld/dgavr_03.php;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992
|
|