Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















мировоззрение > календарь > месяцеслов > темный день 
ТЁМНЫЙ ДЕНЬ, СОЛНЦЕВОРОТ, АННА ТЁМНАЯ – 22 ДЕКАБРЯ*
 
Карачун – самый короткий день в году  
Тёмный день, Анна зимняя, Анна-тёмная, Анфиса-тёмная, Анна бездетных, «Сонцаварот» (белорус.), Карачун, Анна, Ганна (белорус.).

На момент введения Юлианского календаря: ?
Дата по календарю XVI века: ?
Дата по старому стилю: 9 декабря
Дата по новому стилю: 22 декабря
Современная дата: 22 декабря


Самый малосолнечный – «тёмный» день. Обетный день беременным бабам: «Распростай, Господи, легко!» Беременным бабам в этот день из избы ни на шаг нельзя уходить, особенно беречь дитя в утробе.

В русском народном календаре считается самым тёмным днём в году. Кажется, что вот-вот нечистая сила сладит с угасающим солнцем. Вот в этот-то день появляется на Божий свет Анна-милость, благодать. Она рождает надежду, что цепи тьмы рассыплются в прах. Указующая на свет Божий Анна внушает людям, что надо удержаться от страшных грехов и неверных поступков, не дать побороть себя отчаянию.

В этот день, по народному поверью, идёт страшная битва тёмных сил со светом Божиим. И между небом и землей проносятся звон и скрежет скрещивающихся мечей, стон, крик, скорбные плачи. В этот день человек своим духом и верой, святой молитвой должен поддержать победу света. Не зря наши предки по-своему, но сердечно, обращались к Божиему заступничеству, и глядя в сумеречное окно, с заботой отгораживали свой дом от всяких вражьих нашествий: «Домочек-избушечка, оклады бревенчаты, на округ домочка, на округ дворочка, крыша медная, тын железный, ограда каменна. Ангелы в окошко, Богородица во дверях, сам Иисус Христос в красном углу сидит с ангелами.»

Анна подаёт благую весть, что солнце возродится, Божий дух рассечёт тьму. И на свет появится дитя, заступник жизни на земле. Неспроста Анна считается заступницей и покровительницей беременных женщин. К ней обращаются за помощью о лёгком разрешении от бремени. В эти дни шьют роженицы приданное для ребёнка и себя: уютные плятья, рубахи, бельё. Анна вместе с роженицей вдевает нить в иголку и водит рукой роженицы, помогая ей делать стежок за стежком.

Считается, что ребёнок тонко чувствует все приготовления, которые ему готовит мать, ту любовь, с которой она выполняет материнскую работу. И чем легче и радостней будет эта работа, тем крепче будет связь будущего дитя со своей матерью. Сторицей воздастся будущей матери за то время, когда она отдаёт все свои силы, усердие, теплоту приготовления детского приданного. Так и в будущем её выросшее дитя приложит немало кротости и усердия, любви и почитания к её старости. Все неприятности, все некрасивые образы, по наущению старых людей, беременная должна от себя отстранить.

Раньше приготовлением к родам в деревне занималась повивальная бабка, она же помогала родить младенца легко, без стона и боли. Бабка, готовя к купанию нарождающееся дите, творила над водой Иисусову молитву. В воду опускались серебрянные монеты и три раскаленных берёзовых уголька. Роженица старалась чаще глядеть на восток. «Распростай, Господи, легко!» – просила она.

В Белоруссии считали, что от Ганны начинается поворот на лето. По дню Ганны определяли погоду, которая будет ровно через полгода, пользуясь присказкой «па зіме і лета». Если в этот день идёт снег – к дождю, метель – к ветру с дождём, мороз – к ясной погоде, оттепель – к тёплому дождю и т.д. Идея поворота отразилась в обряде этого дня. Только проснувшись, обходят хлев, чтобы поднять на ноги каждую животину и повернуть её головой к выходу; потом обходят клети и свирны, гумно и пуни, чтобы повернуть каждую вещь, обязательно перемешать хранящееся зерно. Всё это необходимо сделать для благополучного поворота на лето, как бы помогая природе. Ещё зима только начиналась, ещё самые сильные морозы и суровые вьюги были впереди, а селянин уже в мыслях обращался к весеннему пробуждению природы. Своими ритуальными действиями он как бы помогал поворачиваться колесу времени. «От Анны до Коляды две недели и два дня».

На Буковине (Украина) считали, что с этого дня начинается Новый год.

Поговорки и приметы
На зачатие св. Анны осень кончается, зима начинается (южн.). Зима устанавливается окончательно. Обетный день беременным бабам. На зачатие святой Анны беременным бабам пост. Анна, гони лошадей – до святых огней! Волки стадятся. В этот день волки стадятся, а разбегаются после выстрелов на святое Крещение. «Ганкі – сядайце на санкі» (белорус). «Ганны – прыбавіцца багата дня» (белорус.). «Ад Ганнаў да Каляд два тыдні і два дні» (белорус.) – От Ганны до Коляды две недели и два дня. «Починають бджоли мед їсти» (укр.). Опока (куржевина) на деревьях – к урожаю. На Анну большой иней на деревьях – к урожаю. «Яка Ганка до полудня, така зима до кінця грудня» (укр.). Какая погода в этот день, такая и 31 декабря. Коли снег привалит вплоть к изгороди – плохое лето, а коли есть промежуток – урожайное.
_________________
*) Этот день, из-за отставания Юлианского календаря на 13 дней стал приходиться в начале XX века на день зимнего солнцестояния. Раньше, по-видимому, это был день второй встречи зимы за 16 дней до Рождества-Коляды, также как и весной за 16 дней до третьей встречи весны на Благовещенье (25 марта) приходятся Жаворонки (9 марта).
   Точкой отсчёта у христиан принята дата утверждения дня празднования Пасхи на Никейском соборе в 325 г., когда весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. К моменту утвержения Григорианского календаря в 1582 году римским папой Григорием XIII – равноденствие приходилось на 11 марта (разница в 10 дней), а к моменту перехода Советской России на этот календарь в 1918 году – весеннее равноденствие приходилось на 8 марта (разница в 13 дней). В момент принятия Юлианского календаря в 46 году до н.э. (тогда это был 709 год от основания Рима) весеннее равноденствие приходилось на 24 марта (разница в 16 дней).

Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн., 1992;
Беларускі народны каляндар, Алесь ЛОЗКА // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993;
Український народний календар;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Насон – История города Вологды. Народные приметы
   

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz