|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение
> календарь >
месяцеслов
> щедрец
|
ЩЕДРЕЦ, МАЛАНЬЯ – 31 ДЕКАБРЯ*
|
|
|
|
В
этот вечер можно встретить ряженых колядовщиков |
|
Щедрец, «Шчодрык» (белорус.),
Щедрый вечер, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрая кутья (белорус.),
Овсень, Авсень, Порезуха, Куготы (белорус.), Меланьи-желудочницы,
Маланья толстая, «Каза» (белорус.), «Конiкi»
(белорус.), «Сільвестр» (белорус.), Васильев вечер.
На момент введения Юлианского календаря: 31 декабря
Дата по календарю XVI века: 31 декабря
Дата по старому стилю: 31 декабря
Дата по новому стилю: 31 декабря, 13 января
Современная дата: 28 декабря
Последний день святок – Щедрец, знаменит своими щедровками и
праздничным пиром. Вечер в народе назывался щедрым, или богатым,
что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где,
в отличие от рождественского вечера, обязательно были и скоромные
мясные блюда. В этот день заканчивался Рождественский (Филипповский)
пост. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав
ряженых такой же, как и на Коляде.
Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый
вечер! Добрый вечер!». В песнях-колядовках хвалят хозяев,
причем желательно каждого поимённо, и всячески желают благополучия.
Если заходили в дом – делали символический посев зерном с пожеланием
при этом хозяевам счастья, здоровья, хорошего урожая:
|
Снежок сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле стогами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровы были
Много лет жили! |
Затем колядовщики начинают «коляду
томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на
то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят»
и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают
к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы.
Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным
хозяевам ряженые посылают вроде шуточные проклятья:
|
Уж дай им, Свароже, по спине
и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок! |
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить
первый Велесов день (Новый год) в семейном кругу.
По народному поверью Рязанской и Московской земель, в Новогодье
спускался на землю посылаемый солнцем бог плодородия Овсень.
Овсень ехал на поросёнке. А следом за ним с рожками, с колокольчиками,
рогатинами – потешные в личинах. Дети пели, встречая Овсеня.
Овсень в ответ обсыпал головы хозяйки и хозяина зерном, желая
и предвещая:
|
Ново счастье, уродись!
С земли хлебом поднимись |
На границах Орловщины с Курской и Черниговской губерниями под
Новый год получил распространение обряд «Овсень» «Таусень», похожий на «Колядки». Толпа девочек
и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: «Овсень!
Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким».
Обряд «Овсень» был связан с мифологическим персонажем
древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень).
Название произошло от слова «юсинь» – первый месяц
года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского
праздника. Аусень шёл первым и готовил тропу, наводил мосты
для Рождества и Крещенья, идущих следом.
Поговорки и приметы
Свинку да боровка – для Васильева вечерка. На Васильев вечер
ведьмы скрадывают месяц (южн.). Декабрь старый год кончает,
Новому году дорожку новым счастьем стелет. 31 декабря – новолетью
пора. Кто не печёт блинов перед Новым годом у того не будет
гладкой дородной животины, особенно цыплят (белорус.). Погода
этого дня указывает погоду июня.
_________________
*) Дата определена, как последний день 6-ти дневки Перуна (26-31
декабря) перед днями Велеса.
Источник:
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда»,
1991;
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Старинные
народные обряды, Воинова Э.Л. – Орёл: Областной краеведческий
музей, 2000 г.// http://www.art.oryol.ru;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч
Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс.
Мн., 1992;
Кароткі каляндар
свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору
БДУ |
|