|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь >
месяцеслов > коровница
|
КОРОВНИЦА,
АГАФЬЯ – 5 ФЕВРАЛЯ* |
|
|
|
В этот день коровы подвергались
всеобщей проверке и обрядовому лечению |
|
Коровница, Скотница, Заступница, Поминальница,
Коровятницы, Голиндуха (голодуха), Коровья смерть, Агафья.
На момент введения Юлианского календаря: 5 февраля
Дата по календарю XVI века: 5 февраля
Дата по старому стилю: 5 февраля
Дата по новому стилю: 18 февраля
Селяне поминают в этот день отошедших в иной мир отцов-праотцев,
дедов-прадедов.
Заботы этого дня – пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать,
стеречь от пришлых людей, посытнее накормить. Хорошая хозяйка
не раз на дню в хлев – сходит, сенца подбросит в ясли, погладит
Бурёнушку.
Растёт солнечное время. У коров начинаются отелы. Приговаривает
хозяйка: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не
опростай хлева, поставь на ноги телкá!»
Был такой очень интересный обряд. Чтобы стельная корова принесла
телушку, большуха брала сковороду с длинным сковородником и
ввечеру этого дня шла доить корову «верхом» на сковороднике!
После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие
колючие травы: чертополох, осот – и дымом, чадом очищала хлев.
Коровья Смерть – это нечистая сила, в котомке которой водятся
болезни. Она ужасно не любит чада от вересковых веток и боится
сковороды, потому что её дно круглое и блестит подобно солнцу.
По народному представлению, этот обряд был также защитой от
Коровьей Смерти при отёле.
А хозяйка не плошает, над Бурёнкой своей обережное слово сказывает,
чтобы встала после отёла скотинка на ноги: «Как окладно
матица лежит, не терехнется, не волохнется, так и Божья скотинка
Буренушка, стояла бы подо мной, большухой, ладно и тихо! «
Начиная доить корову после отёла, хозяйка неприменно вымывала
вымя тёплой водицей, смазывала соски целительной мазью, приговаривала: «Бежи молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в
подойничек, из подойничка да по крыночкам – на толсту сметанушку! «
Уходя из хлева, она поворачивалась на восточную сторону и молилась: «Стану, помолясь, ко хлевным воротам поворотясь. Со широкой
улицы, со восточной стороны приходи в хлев заступник скотинки
Божий угодник Власий!»
Красавица зима теряет свой блеск и после встречи с Громницей
(2 февраля) превращается в злобную старуху, зябко кутающуюся
в снежный саван. Её слуги уже не кружаться в весёлом танце,
а вступают в яростную схватку с наступающей весной. В это время
насылает старуха зима на людей всякие напасти: выходят из лесу
лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается коровья смерть –
злое существо, несущее погибель всему стаду в образе уродливой
старухи с граблями в руках. По старинному поверью, она никогда
сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из
заезжих, или проезжих, людей. Совершенное осенью «опахиванье»
деревни отгоняет это чудище от огражденного выполнением упомянутой
обрядности места; и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям,
скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только
до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока.
Тогда-то лиходейка и подбирается к селам, высматривает: нет
ли где-нибудь отпертого хлева. Но хозяйки повсеместно строго
следят за этим, и чудищу не удаются его замыслы.
В этот день или в день Велеса («Власий, сшиби рог с зимы»
– 11 февраля) по случаю падежа скота или для предотвращения
его совершают обряд
опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого
выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора
унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают
их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает
мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия».
Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду
и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками,
серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит
с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке
(или вдове) одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем,
с зажженными лучинами трижды опахивают селение «межеводной»
бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивают: «Смерть, смерь коровья – не губи нашу скотину; мы зароем
тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» Женщины следуют
за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то
животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая,
что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то
в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин
заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом,
а затем зарывали в землю или топили.
И, конечно, обращались к Велесу, покровителю скота, с просьбой
оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносят масло,
молоко, в самых тяжелых случаях – саму корову. Вот одна из поздних
(двоеверческих) обрядовых песен на изгнание Коровьей Смерти.
|
Смерть, ты Коровья Смерть!
Выходи из нашего села,
Из закутья, из двора.
В нашем селе
Ходит Власий святой
Со ладоном, со свечой,
Со горячей золой.
Мы тебя огнём всожжём,
Кочергой загребём,
Помелом заметём
И попелом забьём!
Не ходи в наше село;
Чур наших коровушек,
Чур наших бурёнушек,
Рыжих, лысых,
Белосисих, беловымьих,
Криворогих, однорогих! |
В этот же самый день предстоит ещё другая, и тоже – немалая,
забота: защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы»,
имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться
к православным как раз через трое суток после Сретеньева дня.
Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются
вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким
слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по
народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить
себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются
до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления
же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они
всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным
хозяевам. «Бывает, – говорят в деревне, – что весь дом
вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, – хозяева хоть
беги вон!» Достаётся не только хозяевам, но и соседям и
даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного
дома. «Чёрные да лукавые – не то, что мыши: с ними потруднее
сладить!» – говорят знахари.
В Белоруссии в этот, третий после Громниц, день присматривались
к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не
предвидится.
Поговорки и приметы
Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай! Корова без клички
– мясо. Корова на дворе – сыть на столе. Корова в тепле – молоко
на столе. У коровы молоко на языке. Избыл дед бычка, да хватился
молочка. Корову палкой бить – молока не пить. Домашний телёнок
лучше заморской коровы. Крестьянин скотинкой жив. Животину водить
– не разиня рот ходить. Была бы корова, найдём и подойник. Корова
на дворе – харч на столе (южн.).
_________________
*) Третий день после Громницы, на что обращает внимание Белорусский
народный календарь.
Источники:
Народный календарь,
Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда»,
1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,
Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009; «Народная Русь»,
Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Беларускі народны
каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара.
Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Календарь
Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
|
|